Владимир Путин в среду принял добровольную отставку губернатора Забайкальского края Константина Ильковского и объявил выговор главе Карелии Александру Худилайнену. Оба были наказаны за срыв программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда. О «систематических проблемах» с выполнением этой программы в двух регионах президенту на прошлой неделе доложил министр строительства и ЖКХ Михаил Мень, после чего Путин поручил правительству и своей администрации проанализировать работу региональных властей и представить предложения по кадровым решениям. Речь идет именно об ответственности губернаторов, а не их заместителей или других чиновников, подчеркнул тогда же в разговоре с «Ведомостями» собеседник в Кремле, оговорившись, что ситуация там не идентичная, так как в Карелии были объективные проблемы с бюджетом.
Президент провел обстоятельные беседы с обоими губернаторами и указы были подписаны по итогам этих встреч, рассказал журналистам пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков. Ситуация в регионах все же разная, «разная тяжесть кризисности и долговая нагрузка, и ситуация с выплатой зарплат варьируется», подчеркнул он: «В данном случае ушел в отставку тот, кто пожелал». Ильковский подтвердил, что решение «после высказанных правительством позиций» принял сам, посчитав отставку правильным шагом «прежде всего для региона». Временно исполняющей обязанности губернатора Забайкалья президент вечером в среду назначил председателя краевого парламента Наталью Жданову.
Избранный и назначенный
Ильковский был назначен врио главы Забайкалья 1 марта 2013 г., а 8 сентября победил на губернаторских выборах с 71,6% голосов. Худилайнен был утвержден парламентом Карелии по представлению президента 24 мая 2012 г. и через прямые выборы пока не проходил.
Претензии у центра есть не только к этим двоим, а к большинству губернаторов, поэтому главной целью было показать, что такое может случиться и с ними, говорит собеседник «Ведомостей», близкий к Кремлю. Выбор пал на Худилайнена и Ильковского, потому что они выглядели наиболее беззащитными с аппаратной точки зрения, но единороссу Худилайнену удалось отбиться, а у Ильковского, выдвинутого в губернаторы «Справедливой Россией», не оказалось заступников, считает собеседник: «Знакомств для того, чтобы стать губернатором, у него в свое время хватило, а вот влиятельных лоббистов, чтобы удержаться сейчас, найти не удалось». «Ильковский – талантливый менеджер, но не смог выстроить взаимоотношения с местными», – полагает замглавы фракции эсеров в Госдуме Михаил Емельянов. «Мы не даем обещаний, которых не можем выполнить. Ему хватило мужества самому написать заявление – от губернаторов-единороссов и этого не дождешься», – добавляет эсер Александр Агеев. «Регионы, которые дали тем же коммунистам, не сравнить с тем, что досталось эсерам: огромная территория, неуправляемая, без денег, вдали от Москвы. Правительство Ильковскому не помогало вообще, он со всем пытался справиться сам», – говорит человек, близкий к руководству фракции.
С уходом Ильковского встает вопрос о сохранении за партией неформальной губернаторской квоты. Новым главой Забайкалья не станет представитель эсеров, но свою квоту в одном из регионов партия, скорее всего, получит, говорит близкий к Кремлю собеседник. «Ильковский был назначен не потому, что он член «Справедливой России», и уволен тоже не поэтому, никаких квот в этом плане никто никому не обещал», – возражает Емельянов. «[Лидер партии Сергей] Миронов не стал его защищать, сейчас никакой обмен и торг невозможны. Тогда регион достался Ильковскому еще и в обмен на неподдержку эсерами протестов на Болотной», – напоминает другой собеседник, близкий к руководству фракции.
Политологи видят в диверсификации наказания определенную логику, вспоминая о конфликте главы Карелии с бывшим мэром Петрозаводска Галиной Ширшиной, которую поддерживает «Яблоко». Худилайнен прошел половину пути – зачистил местную элиту, а теперь должен выстроить эффективную структуру управления и если у него это получится, то «Петрозаводск забудет про Ширшину», считает Константин Калачев: «У Худилайнена есть влиятельные покровители, он плохой политик, не умеет работать с общественным мнением, но его стиль как раз вписывается в нынешний – все доводит до конца и ломает через колено. К тому же мало желающих совать голову в Карелию, там самый популярный политик – [лидер «Яблока» Эмилия] Слабунова». А у Ильковского нет политических покровителей и антирейтинг – 70%, добавляет эксперт: «После него любого примут на ура, лишь бы был не эсер». У Худилайнена большие лоббистские позиции в Москве, к тому же непонятно, кого назначать на его место, соглашается Михаил Виноградов: «Самыми популярными фигурами там являются представители оппозиции – Ширшина и Слабунова. И надо либо их назначать, либо объяснять, почему это не сделано». С эсерами же «было бы логично провести переговоры по поводу какого-то другого региона», считает эксперт. Худилайнен – человек спикера Госдумы Сергея Нарышкина, отмечает Евгений Минченко: «Если его будут снимать после выборов [в Госдуму], то замена Нарышкиным, с одной стороны, могла бы выглядеть логично, но, с другой стороны, Нарышкин слишком тяжеловесная фигура для Карелии». Эсера же назначать сейчас в Забайкалье было бы просто нелогично, уверен эксперт: «Как «Единая Россия» будет его поддерживать? Они должны будут проголосовать за него, а у них уже есть плохая история с Ильковским, и Миронов недавно разразился резкими выпадами в адрес единороссов».