7 ноября, аккурат в очередную годовщину Октябрьской революции, около 700 петрозаводчан собрались в местном «Гайд-парке». Они требовали прекратить преследования в Карелии политических инакомыслящих. Поводом для проведения митинга послужил политически ангажированный, по мнению многих жителей республики, приговор, вынесенный Евгении Сухоруковой, заместителю мэра Петрозаводска Галины Ширшиной.

Напомним, что 2 ноября Петрозаводский городской суд приговорил ее к трем годам лишения свободы условно с испытательным сроком на один год, а также запретил в течение одного года занимать должности на государственной службе. По версии следствия, Сухорукова в сентябре 2012 года, исполняя обязанности главы администрации Прионежского района, подписала постановление, которым изменила вид разрешенного использования земельного участка площадью более 61 гектара с «сельскохозяйственного использования» на «ведение дачного хозяйства». В результате перевода этих территорий из сельхозназначения под строительство коттеджного поселка «Ерошкина Сельга», по мнению следователей, причиненный материальный ущерб составил не менее 57 миллионов рублей.

Реакция на приговор Сухоруковой была самая разная. Участники митинга 7 ноября не только поддержали ее, но и раскритиковали республиканскую администрацию и силовиков, которые, по их мнению,  занимаются преследованием политических оппонентов действующей власти. «Политические репрессии становятся сегодняшней особенностью в Карелии, - заявила депутат регионального парламента от «Яблока» Эмилия Слабунова. - Правоохранительные органы стали средством борьбы в политике губернатора Худилайнена. Команда губернатора делает все, чтобы разрушить мир и спокойствие в республике. Невинных людей делают сегодня обвиняемыми, потому что они находятся в той команде, которая неугодна». Люди призывали республиканские власти занять реальным делом. «Все, что я хочу и к чему призываю региональные власти - обратить внимание на проблемы простых жителей районов республики. Надо сделать так, чтобы избиратели жили не хуже избираемых, а не заниматься политическими преследованиями», - поделился своими мыслями с собравшимися депутат города Суоярви Владимир Заваркин.

Своими действиями губернатор дискредитирует как правоохранительные органы, так и авторитет государственной власти, считает  председатель партии «Яблоко» Сергей Митрохин. «Хорошо, что Евгения Сухорукова осталась на свободе, но несправедливый обвинительный приговор, очевидно, является местью главы Карелии Худилайнена за последовательную политику партии «Яблоко» и мэра Петрозаводска Галиной Ширшиной», полагает он.

Официальные, а также лояльные главе Карелии СМИ, конечно, поспешили в очередной раз «пройтись» по Сухоруковой и Ширшиной. «Уголовку» отмазывают политикой», «Нам продемонстрировали, что все руководители Петрозаводска могут тратить рабочее время в суде» (это о том, что мэр Ширшина пришла в суд поддержать коллегу) и т.д.

Однако ни одно официальное издание, ни один из поддержавших г-га Худилайнена экспертов почему-то не задался вопросом – а были ли реальные основания для «дела Сухоруковой»? «Суд решил, что в компетенцию Евгении Сухоруковой полномочия принимать управленческие решения по спорному земельному участку не входили. Приговор есть приговор, - прокомментировала ситуацию нашему изданию руководитель юридического департамента «Национальной юридической службы» Юлия Галуева. - Однако возникает вопрос: каким образом уполномоченный государством орган – Росреестр, анализируя документы, представленные для переоформления права собственности, признал их легитимными, не усомнившись в полномочиях чиновника? Ведь при анализе распорядительных документов, являющихся основанием для изменения собственника объекта недвижимости, государственный орган обязан был сделать вывод о том, что муниципальные власти не должны распоряжаться этим участком».

К тому же, в соответствии с Земельным кодексом РФ и Федеральным законом «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую» органы местного самоуправления вправе принимать решение о судьбе земельных участков, не относящихся к государственным землям, отмечает эксперт. Так была ли на самом деле виновата Евгения Сухорукова?

И еще немного о приговоре. Конечно, условный приговор, казалось бы, лучше, чем реальная «посадка», к которой, судя по всему, местные «яблочники» уже морально готовились. «Эта ситуация не может не вызывать беспокойства, - заявила нашему изданию московский адвокат Ирина Дюбина. - Процент оправдательных приговоров в России ничтожен, особенно если речь идет о политических делах». Оппозиционные политики за последние годы не раз подвергались уголовному преследованию, отмечает эксперт. В частности, немало скандалов и уголовных дел было в окружении Евгения Ройзмана, избранного мэром Екатеринбурга, Алексея Навального, баллотировавшегося на должность мэра Москвы и занявшего второе место на выборах.

Конечно, разгром местного «Яблока» был бы оптимальным результатом для главы Республики. Но не сложилось. Возможно, Худилайнену дали соответствующий совет кураторы из Администрации Президента. Безусловно, сыграла свою роль политическая обстановка и информационное сопровождение, которые окружали это дело. Ведь, окажись заммэра Петрозаводска за решеткой, город получил бы очередную волну политической нестабильности. Потому и ограничились малым, просто убрав Сухорукову с политического и управленческого поля. Вроде, и народ не «завели», и закон соблюли, и оппозиции пальчиком погрозили. Но факт, что впрямую обвинять Худилайнена в «репрессиях» противники главы республики теперь могут только на митингах.

Впрочем, положение Александра Петровича Худилайнена, бывшего главы Гатчинского района Ленинградской области, бывшего депутата заксобрания 47-го региона и лауреата  IV Всероссийского конкурса «Лучший муниципальный служащий» в номинации «Управление, экономика и финансы» и так незавидное. Социально-экономические показатели региона с каждым годом все хуже и хуже. Если в 2013 году Карелия занимала 70-е место в соответствующем рейтинге РИА «Рейтинг», то в 2014 году уже 72-е. Сколько еще просидит АПХ в руководящем кресле, остается только догадываться. И здесь Ширшина с Сухоруковой уже точно не причем.