Ну наконец-то! Наконец уволили одного из любимых моих персонажей, о котором я столько уже понаписал в своих слезных репортажах из Карелии.
И это не злорадство. Это сочувствие Александру Петровичу Худилайнену, который промучился на трудной должности главы депрессивной республики почти пять лет — и все-таки сделал одну очень хорошую вещь. Худилайнен, думаю, должен войти в учебник для губернаторов (давно пора кому-то его написать!) отдельной главой. Причем рядом должна стоять поучительная история и об отставке руководителя Пермского края Басаргина (она случилась неделей раньше) с заголовком «Как местная элита съедает губернаторов», а потом карельская история - «Как губернатор съедает сам себя».
Худилайнен — один из десятков варягов, которых Москва десантировала в регионы, и перед которым встала типичная проблема — как быть в Карелии своим. Александр Петрович решил ее удивительно просто. Фрондирующую местную элиту он... поувольнял или посадил. Избранного горожанами оппозиционного мэра Петрозаводска Галину Ширшину убрал. Все более-менее известные его противники оказались за решеткой или в бегах за границей, диссиденты - без работы (одного ученого уволили, например, по официальному представлению... ФСБ). Новости из Карелии часто напоминали судебную хронику: аресты, суды... Самое досадное, что губернатор старательно, я бы даже сказал с любовью, зачищал политическое поле, чтобы спокойно потом переизбраться на новый срок. Его речи были яростны по отношению к врагам. Потому что Карелию, по его словам, окружают иностранные шпионы, лазутчики, от которых в республике и все неприятности.
Этим он объяснял любые протесты бюджетников, которые в Карелии доведены до крайнего состояния. Здесь закрываются больницы, школы, разваливается ЖКХ, а дороги уничтожаются лесовозами... К примеру, выйдут несколько 80-летних стариков защищить заповедный Сунский лес с краснокнижным лишайником от вырубки. К старикам приходят прокуроры. Штраф 20 тысяч. Лес вырубают, конечно. А власти заявляют — нет никаких стариков, это засланные из-за бугра «казачки» раскачивают лодку.
И когда республика стала абсолютно стерильной (местные политологи не могут даже представить хоть какую-то альтернативу Худилайнену), губернатор вдруг подал в отставку.
И ответ на вопрос «почему?» в будущем учебнике должен быть напечатан большими буквами.
Потому что, потратив столько сил и времени на поиск врагов, Худилайнен упустил одну мелочь — обыкновенную нищую безработную карельскую жизнь. Из-за которой один житель Суоярви сказал в сердцах: ну если Карелия никому не нужна, так отдайте... За что тут же загремел под суд «за сепаратизм».
Терпение Москвы лопнуло еще год назад, когда Худилайнен получил выговор от Кремля за провал расселения аварийного жилья. И решение уволить карельского губернатора было уже неизбежным. Депрессивная, почти безнадежная Карелия, которая как назло граничит с вызывающе сытой Финляндией, что для Москвы – серьезная головная боль.
Надеюсь, молодые губернаторы новой волны выучат карельский урок воинственного Худилайнена, в отчаянной борьбе победившего самого себя.