Глава Карелии Александр Худилайнен стал пятым губернатором, досрочно сложившим полномочия в год, когда в регионе должны пройти выборы. С начала февраля в отставку ушли главы Пермского края, Бурятии, Новгородской и Рязанской областей. И. о. руководителя республики, скорее всего, вскоре будет назначен начальник Федеральной службы судебных приставов (ФССП) Артур Парфенчиков, ранее работавший в Карелии.
Возглавляющий Республику Карелию с 2012 года Александр Худилайнен подал президенту прошение о досрочной отставке. Он объявил журналистам, что не будет участвовать в выборах главы региона, запланированных на сентябрь. «Вы знаете, что сегодня проходит большая работа по ротации кадров на региональном и федеральном уровне, и это обдуманное, взвешенное мной решение не идти на выборы, до которых осталось 207 дней. Нужно дать возможность кандидату президента показать себя в Карелии, предложить жителям достойный путь ее развития»,— сказал господин Худилайнен. Уходящий губернатор добавил, что «какое бы место ему не доверил президент», он будет «помнить о Карелии и помогать в ее развитии, в ее продвижении». До этого помогать «своим» регионам обещали и другие отставники, даже не получив назначений.
Срок полномочий Александра Худилайнена истекал 24 мая. В феврале 2016 года он первым из региональных руководителей получил выговор от президента Владимира Путина за срыв программы переселения граждан из аварийного жилья. Как ранее сообща, и. о. руководителя Республики Карелия, скорее всего, будет назначен ФССП Артур Парфенчиков. По версии «Ведомостей», его место может быть предложено экс-главе думского комитета Госдумы по конституционному законодательству Владимиру Плигину. Информация о его возможном трудоустройстве, в том числе заместителем министра юстиции, появлялась после окончания депутатских полномочий. Собеседники в Госдуме говорили, что назначение господина Плигина в Минюст блокировал глава ведомства Александр Коновалов.
На прошлой неделе в отставку ушли глава Бурятии Вячеслав Наговицын и губернатор Пермского края Виктор Басаргин. 13 февраля губернатор Новгородской области Сергей Митин заявил о сложении полномочий, 14 февраля — губернатор Рязанской области Олег Ковалев.
В пресс-службе Александра Худилайнена ранее заявили, что он не будет уходить в отставку досрочно.
Белгородский губернатор Евгений Савченко, который считается политическим долгожителем, на пресс-конференции сам заявил, что не собирается уходить в отставку. Господин Савченко на пресс-конференции объявил о намерении участвовать в выборах.
Политолог Александр Кынев полагает, что ротацию нельзя назвать массовой, по его мнению, идет дежурная плановая замена «в рамках накопившихся проблем».
«Можно сказать, что все уволенные имели тяжелые конфликты с местной элитой разной степени остроты. В Карелии ситуация была самая острая по количеству силового давления, по недопуску оппонентов губернатора. Закручивать гайки в Карелии дальше уже некуда. Худилайнен был ночным кошмаром российского региона»,— резюмировал эксперт. В качестве примера «зачисток» он привел историю с отставкой мэра Петрозаводска от партии «Яблоко» Галины Ширшиной, бегство в Финляндию «яблочника» Василия Попова, арест бывшего сенатора Девлетхана Алиханова.
Политолог Константин Симонов:
«Если бы экономические показатели Карелии были фантастическими, я сильно сомневаюсь, что там бы губернатора сменили. Плюс еще политические скандалы, к примеру, знаменитые истории с мэром Петрозаводска. Все это, конечно, не добавляло веса, то есть регион оказался экономически депрессивным, политически конфликтным».
Директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин:
«Здесь есть продолжение тренда, который мы видим. То есть в регионы в основном делегируются “варяги”, но “варяги” ресурсоемкие. Это представители федеральных элитных групп. Потому что господина Худилайнена нельзя было отнести к таким представителям, бывшего главу Бурятии, бывших глав Новгородской, Рязанской областей тоже нельзя было отнести к таким представителям. Федеральный центр сейчас ужесточает контроль над регионами через назначение своих эмиссаров, то есть “варягов”, достаточно тесно связанных с федеральными группами влияния».