Калининградская область, где неделю назад прошли массовые обыски у активистов «Открытой России» (ОР) и ПАРНАСа, а затем их допросы по делу об экстремизме, может стать пилотным регионом по предвыборной зачистке оппозиционных организаций. Источники издания объяснили, что операция в европейском анклаве России санкционирована не администрацией президента (АП), а федеральными силовыми структурами именно из-за его географического положения.
Под массовые обыски и допросы, как известно, попали сразу пять местных политических активистов: Олег Водяницкий, Яков Григорьев, Юрий Редькин, Александр Скоморовский и Юрий Тихомиров. Все они по состоянию на май 2017 года входили в местное отделение ОР Михаила Ходорковского. Редькин также возглавлял штаб Алексея Навального, а Водяницкий и Скоморовский являются еще и членами партии Михаила Касьянова.
На данный момент ситуация находится в подвешенном состоянии – с допроса оппозиционеры вышли пока в качестве свидетелей. Как заявил Редькин, правоохранители прямо связывают свои действия против ОР с уголовным делом в отношении бывшего главы Балтийского авангарда русского сопротивления (БАРС) Александра Оршулевича. Напомним, что в мае тот был арестован в рамках расследования об организации экстремистского сообщества (ст. 282.1 Уголовного кодекса). Цель организации, как считает следствие, заключается в «насильственном захвате власти в Калининградской области».
По словам Редькина, силовики откровенно объясняли, что ищут любую связь между ОР и БАРСом, который в их словах фигурировал практически как «боевой отряд» структуры Ходорковского. При этом у Григорьева и Тихомирова действительно были изъяты газеты БАРСа, которые, судя по их небольшому количеству, просто хранились у них в домашних архивах, а не ждали своего часа для распространения по приказу руководителей ОР.
Как пояснил Григорьев, «не под запись со мной провели политинформацию на тему нежелательности деятельности ОР, предлагали выйти из нее и начать с сотрудничать с силовыми структурами. Разумеется, я отказался». По мнению же Тихомирова, которого также возили на допрос, целью следственных действий было устрашение оппозиционеров, а также желание обосновать содержание под стражей самого Оршулевича: «Ну и прибавить негатива в адрес ОР. В постановлении на обыск мне вменялось втягивание его сторонников в движение ОР».
Как заметил Редькин, силовики ясно дали понять, что ситуация уже на грани открытия процесса по сценарию «болотного дела», то есть с массой фигурантов. И намекнули – еще один неверный шаг и начнутся посадки. Однако дело в том, пояснил он, что и БАРС, и ОР – это крайне малочисленные организации, не имеющие никакого влияния в регионе. И тот факт, что активистов БАРСа «закрыли», а за этим последовала одновременная атака на людей Ходорковского, ПАРНАС и штаб Навального, свидетельствует о самой серьезной активизации силовиков в регионе за последние годы.
Версий о том, кто на самом деле стоит за массовыми обысками и арестами, пока несколько. Редькин указывает, что «маховик репрессий» раскрутился после прихода в регион ставленника Москвы, врио губернатора Антона Алиханова. Причем тот, даже если он и не контролирует ФСБ, мог бы выразить свое мнение хотя бы осторожно, но «он молчит».
Есть версия и о том, что ОР стала жертвой предвыборной зачистки сугубо регионального масштаба. Однако вопрос в том, насколько далеко это может зайти. «Алиханов человек новый, возможно, либо его команда, либо силовой блок просто хотят выслужиться», – рассуждает координатор санкт-петербургской ОР Андрей Пивоваров. Он подчеркивает, что развернуть «дело БАРСа» в отношении всей ОР будет проблематично. Хотя это и не первая ласточка подобного рода в отношении движения. Ранее, скажем, в Краснодаре координатора ОР Яну Антонову осудили за пикет под флагом этой структуры, заявив, что это символ «нежелательной организации», напомнил Пивоваров.
Так что как никогда высока вероятность, что речь не идет об обычном региональном конфликте. «Могу точно сказать, что никаких команд на эту идиотскую зачистку Алиханов и его окружение не давали», – сказал экс-депутат Калининградской облдумы Соломон Гинзбург. По его мнению, ситуация вызвала большой ажиотаж, уже ударила по авторитету региона, а губернатора и вовсе может подставить под неудовольствие Москвы. Например, в Калининграде расположены консульства целого ряда европейских государств, так что все широко комментировалось и в самом регионе, и за его пределами. «Это дурь силовиков, которые хотят выслужиться, – вопрос только, перед кем», – считает Гинзбург.
Источник, близкий к АП, частично подтвердил его информацию: «Алиханов – не инициатор, но вряд ли он был бы против». По словам собеседника издания, АП к происходящему прямого отношения не имела, поскольку «не управляет силовиками». «Эти действия санкционированы выше уровня АП. По одной из версий, на одном из совещаний в Совбезе, решая, что делать с активистами Навального и Ходорковского, было решено создавать им всяческие проблемы. Не сажать, а мотать нервы. Соответствующая команда и была дана на места».
По словам собеседника, Калининград для старта такого рода силовой активности был выбран по конкретной причине. «Это приграничный анклав, и его чаще используют наши европейские друзья для своих экспериментов. И эмиссары их там бывают чаще. Поэтому там все жестче».
Руководитель Совета движения ОР Александр Соловьев заметил: для силовиков, конечно, удачно подвернулся тот факт, что у руководителей БАРСа в кругу знакомых оказались члены ОР. «Будем надеяться, что это никакой не пилотный проект, хотя волна дел по экстремизму уже катится по всей стране», – заявил Соловьев.