Депутат Госдумы Сергей Мамаев не добился отмены итогов выборов главы Республики Марий-Эл, которые он проиграл действующему главе Леониду Маркелову. Верховный суд республики вчера отказался удовлетворить его иск. Господин Мамаев намерен оспорить это решение в Верховном суде. В ЦК КПРФ уверены, что обращаться нужно будет в Европейский суд по правам человека, поскольку российские суды "практически никогда не признают правоты оппозиции".
Верховный суд Марий-Эл подтвердил вчера законность избрания Леонида Маркелова главой республики. Его победу оспаривал депутат Госдумы Сергей Мамаев, возглавляющий кировское отделение КПРФ. Занявший второе место (32,3%) коммунист доказывал, что господин Маркелов не мог победить в первом туре, так как не собрал необходимых для этого "50% плюс один голос" избирателей. Официальный результат главы республики — 50,8% — в КПРФ считают сфальсифицированным.
Разбирательства по иску господина Мамаева, состоявшему более чем из 500 страниц, длились с 9 октября. В заявлении коммунист указал все зафиксированные его сторонниками нарушения на выборах. К иску были приложены фото- и видеоматериалы. В частности, заявление содержит претензии по надомному и досрочному голосованию — таким способом в республике проголосовали более 20% избирателей. "Людей привозили автобусами, они не знали даже, что писать в заявлениях. Кроме того, мы наблюдали на выборах массовые вбросы. Они зафиксированы полицией, должны быть возбуждены уголовные дела",— рассказал господин Мамаев, который считает, что у него "украли победу".
Вчерашнее решение суда для коммуниста было ожидаемым. "Я не верю этому правосудию,— сказал он. — Такой доказательной базы (как по этому делу) в судебной практике еще не было". Но суд, по его словам, отказался пригласить на заседание около 80 свидетелей фактов нарушения на выборах. Господин Мамаев пообещал оспорить решение в Верховном суде.
Пресс-секретарь главы республики Сергей Лоскутов сказал, что "никаких нарушений, которые могли бы повлиять на итог голосования, не было зарегистрировано ни одной общественной организацией или наблюдателями". Честность выборов, по его мнению, подтверждает "тот факт, что все наблюдатели от КПРФ, которые оспаривали итоги выборов, в ночь с 13 на 14 сентября подписали итоговые протоколы избиркомов".
"Если бы у марийского суда хватило профессиональной объективности, то решение было бы иное",— заявил депутат Госдумы, секретарь ЦК КПРФ по юридическим вопросам Вадим Соловьев. По его мнению, штаб кандидата Мамаева собрал все доказательства того, что победы главы республики в первом туре не было. В частности, отметил господин Соловьев, у марийских избирателей 13 сентября обнаружился "повышенный интерес к электронному голосованию: 3,5 тыс. человек проголосовали через КЭГи ("комплекс электронного голосования")". В этом случае 3,5 тыс. бюллетеней, предназначенных для этих избирателей, "должны быть уничтожены, и факт уничтожения запротоколирован", утверждает господин Соловьев. Но "ни этих протоколов, ни бюллетеней не обнаружено". Как подчеркнул господин Соловьев, 0,8% сверх 50% "обеспечили Леониду Маркелову 2,9 тыс. голосов избирателей". Коммунист полагает, что и Верховный суд РФ не придаст значения этим фактам, так как российские суды в выборных вопросах "практически никогда не признают правоты оппозиции". Поэтому "предстоит готовить обращение в Страсбург, в ЕСПЧ", уверен секретарь ЦК КПРФ.