Во вторник состоялся суд над одним из организаторов несогласованного Марша перемен Александром Рыклиным. Ему присудили штраф в 1000 руб. по ст. 19.3 (неповиновение законному требованию сотрудника полиции) Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). 21 декабря пройдет суд на лидером «Яблока» Сергеем Митрохиным, тоже задержанным на акции в защиту Конституции.
Рыклин пояснил: «Я был готов к тому, что встречу Новый год в спецприемнике». Он уверен, что история объясняется просто: власть хотела его наказать за несогласованное мероприятие. По его мнению, скорее всего судья решила, что в деле нет состава преступления: «Она меня не оправдала, это было бы смешно, но после облавы по городу, ориентировок на мою машину – это фактически оправдание».
Накануне появилась информация, что утром 14 декабря полицейские в штатском несколько раз пытались попасть в квартиру, где живет Рыклин. Они ходили по подъезду и показывали жильцам фотографию журналиста, расспрашивая о нем. «Я ехал по Профсоюзной улице в центр, мою машину остановили сотрудники ГИБДД и сказали, что она в розыске», – рассказал Рыклин.
Член Комитета протестных действий (КПД) Сергей Шаров-Делоне сказал, что перед вынесением приговора судья отклонила все ходатайства защиты. Член КПД Михаил Шнейдер, в свою очередь, заявил, что, хотя и рад ситуации с Рыклиным, однако считает, что «сам по себе факт обвинительного приговора говорит о том, что взят курс на преследование гражданских активистов».
Как пояснил адвокат Вадим Прохоров, все происходящее в отношении Рыклина также выглядело довольно странно: «Рассмотреть дело за 45 минут, не удовлетворить ни одного ходатайства защиты и, по сути, без какой-либо доказательной базы присудить штраф. С другой стороны, получилось, что вся правоохранительная рать искала Рыклина для того, чтобы присудить ему 1000 руб. Что-то непонятное происходит. Есть какой-то конфликт в верхах».
Между тем в следующий понедельник пройдет суд над Сергеем Митрохиным и его соратниками Антоном Антоновым-Овсеенко и Игорем Бакировым, задержанными также на акции в защиту Конституции. Митрохин подчеркнул, что суд пройдет по ст. 20.2 КоАП (нарушение установленного порядка организации либо проведения митинга). Данная статья не предполагает ареста в отличие, скажем, от ст. 19.3 КоАП, которую также вменили Митрохину и его соратникам. Суд по ней, говорит Митрохин, так и не состоялся – и непонятно, когда он будет: «Полиция составила документы настолько безграмотно, что судья приняла решение вернуть их обратно – в одной бумаге написали, что я организовал мероприятие в 13.50 12 декабря, хотя в 13.00 я уже был задержан полицией. В другой – что при мне было целых три плаката, хотя я держал один. Потом протокол исправили, и там уже утверждалось, что плакат у меня был один, но не тот, что я держал на самом деле, – что-то там про перемены в Питере, а в конце написано: «Хочу в СИЗО!»
По словам Митрохина, на доработку в полицию также направлены дела просидевших двое суток в ОВД муниципального депутата Григория Семенова и активиста Станислава Белянского. «В свое время и Немцова сажали в спецприемник, и Каспарова. В этот раз показательно, что все это было сделано, во-первых, в День Конституции, а во-вторых, на фоне решения властей о том, что ЕСПЧ нам больше не указ», – прокомментировал это лидер «Яблока».
Практически одновременно с Рыклиным был ненадолго задержан и председатель незарегистрированной Партии прогресса Алексей Навальный. Задержание, правда, носило кратковременный характер и произошло на посту ГИБДД. Показательно, что скорость задержания и Навального, и Рыклина свидетельствует о том, что они находятся под постоянным колпаком правоохранительных органов. Адвокат Вадим Кобзев заявил, что за Навальным следят постоянно, это заметили все, кто с ним общается: «Обжаловать это никак нельзя, поскольку слежка эта неофициальная».
По мнению главы Политической экспертной группы Константина Калачева, с одной стороны, власть хочет «держать оппозиционеров в тонусе», а с другой – совершенно не хочет, чтобы Россия выглядела исключительно полицейским государством. Пытается, продолжил эксперт, показать, что у нас конкурентность, открытость, особенно в преддверии выборов: «Власть сочетает методы кнута и пряника – это такая дрессировка. Тактика тут такая: шаг вперед, два шага назад, какие-то гайки завинтили, какие-то отпустили». По его словам, важен здесь и эффект неожиданности, чтобы оппозиция заранее не смогла предсказать дальнейших действий властей.