Сразу в 25 российских регионах высок потенциал протестного голосования: то есть при определенных условиях на выборах Госдумы 2016 года оппозиция может набрать больше «Единой России». Такой вывод следует из доклада «Института развития избирательной системы» (ИРИС, исполнительный директор института Ростислав Мурзагулов — бывший замглавы администрации президента Башкирии и замгендиректора «Курортов Северного Кавказа»). ИРИС в последние месяцы регулярно публикует доклады об уровне фальсификаций на региональных выборах.
Наиболее высок потенциал протестного голосования в Иркутской области, где на последних выборах губернатором был избран коммунист Сергей Ерощенко. Причины его победы авторы видят в том числе в том, что из-за внутриэлитного конфликта и роста политической конкуренции в традиционно протестном и менее подреженном административному давлению властей Иркустке выросла явка. «В результате данной свободной избирательной кампании избирательная система области стала одной наиболее прозрачной стране и в ближайшие годы здесь также возможны выборы, практически лишенные административного воздействия, что дает шансы на высокий результат оппозиционным кандидатам», — говорится в докладе.
На втором месте Челябинская область — там ситуация во многом идентична иркутской, утверждается в докладе. Губернатор не обладает достаточными опытом и связями, но вступил в конфликт с местными элитами, в этой ситуации симпатии местных крупных предпринимателей могут оказаться на стороне оппозиции, предупреждают авторы.
В идущих следом Свердловской и Новосибирской областях высока доля городского электората, кроме этого регионы входят в число лидеров по уровню чистоты выборов. На пятом месте — Москва, где сильны демократические традиции и невысок уровень административного воздействия. В Санкт-Петербурге (6-е место) низки результаты партии власти, но в последнее время там увеличивается уровень административного давления, говорят авторы. «Подобные действия не снизят самого по себе протестного настроя жителей, которые, однако, будут реализовывать его не на выборах, считая участие в них пустой тратой времени, а в ходе других протестных действий», — прогнозируется в докладе.
К числу протестных эксперты также отнесли Ярославскую, Кировскую, Омскую, Оренбургскую, Тверскую, Архангельскую, Вологодскую области и Хабаровский край. Также в списке Московская (13 место) и Ленинградская (21-е место) области. Всего в упомянутых 25 регионах живет ровно половина ее избирателей, из них 77% сконцентрировано в городах. «В этих регионах, таким образом, достаточно протестного электората для прохождения в Госдуму сразу нескольких оппозиционных партий», — рассуждают они.
В докладе приводятся также семь регионов, где вообще нет потенциала протестного голосования. Это Мордовия, Кабардино-Балкария, Дагестан, Карачаево-Черкессия, а также Тыва, Ингушетия и Чечня.
В КПРФ считают, что оппозиционные партии способны на успех в еще больше числе регионов. «Я считаю, что практически во всех промышленных регионах критическая ситуация, и у оппозиции есть хорошие шансы. Другое дело, что для этого нужно разорвать отлаженную машину фальсификаций», — говорит депутат Госдумы Вадим Соловьев.
Гендиректор АПЭК, член высшего совета «Единой России» Дмитрий Орлов считает «нереалистичным» предположение о победе оппозиции в 25 регионах. «В большинстве регионов доминирование «Единой России» даже не будет поставлено под сомнение. Где-то конечно можно предсказать значительную долю протестного голосования, но таких регионов не более пяти. Это может быть Иркутская, Новосибирская, Омская области, Красноярский край и Петербург», — рассуждает он.
Как считают
При подсчете потенциала протестного голосования эксперты учитывают численность городского населения, явку, число избирателей, голосовавших за оппозицию на думских выборах 2011 года, уровень внутриэлитного соперничества и политической конкуренции, а также коэффициент административного воздействия на результаты выборов, рассказывает Мурзагулов.
Последний показатель эксперты высчитывают исходя из данных на тех участках, где в 2011 году было много наблюдателей. Эти данные авторы сравнивают со средним результатом партии и при помощи экспертного анализа устанавливают коэффициент вмешательства от 0 до 1. Чем выше административное воздействие, тем ниже протестный потенциал, следует из доклада.
В конце сентября Комитет гражданских инициатив Алексея Кудрина назвал наиболее неблагоприятные регионы с точки зрения экономической и политической ситуации. В «зоне риска» значились Коми, Карачаево-Черкессия, Чечня, Ингушетия, Псковская, Астраханская, Ивановская, Нижегородская и Кемеровская области.
Подробнее на РБК