НЭП – счастье для банкиров
Причина введения в регионе новой экономической политики губернатором Олегом Кожемяко, в принципе, была понятна и необходима. Сахалин, в общем-то, в бюджетных деньгах не нуждавшийся, после падения цен на нефть и газ стал мало зарабатывать самостоятельно. Соответственно, собственных денег стало не хватать на социальные и прочие насущные проекты – не говоря уже о развитии экономики.
Бизнес стал чахнуть. Пришла пора его поднимать. Нормальный ход. «Максимально эффективно использовать богатейший природный ресурс для развития ключевых отраслей, в первую очередь рыбное хозяйство и туризм» – лозунгу губернатора вполне можно было поаплодировать.
Правда, тут же стоит вспомнить, по какой причине было утрачено множество предприятий и даже целые отрасли промышленности: целлюлозно-бумажная, ликеро-водочная, крупнопанельное домостроение, судоремонт, плодово-ягодные колхозы и зверосовхозы, селекционные сельскохозяйственные центры. Практически потеряны проектные строительные институты и крупнейшие сельскохозяйственные компании. В сложной ситуации оказались железная дорога, морские перевозки и порты.
Просто когда денег от нефти и газа в местный бюджет шло валом, деньги тупо распределялись между госпредприятиями. А вот о создании условий для развития собственного производства и частного бизнеса на островах почти не думали – поток нефте-газовых миллиардов в бюджет казался вечным.
Поток закончился, пришла пора спуститься с небес на землю. И вроде бы спустились, даже не шмякнувшись больно «пятой точкой» о сопки. Включили НЭП, создали Корпорацию развития Сахалинской области и Сахалинское ипотечное агентство, накачали их деньгами из бюджета и бюджетными же деньгами из Резервного фонда, которые и должны были инвестировать в проекты в самых различных областях.
Чего тут только не было. Территории опережающего развития, режим свободного порта, грандиозные туристические проекты, птицеводство, земледелие – и все это с массой всяческих преференций в виде налоговой разгрузки, льготного таможенного режима и прочее и прочее. Десятки проектов, на которые, что важно, реально были деньги.
В принципе, и сейчас, все задуманное кажется красивым и логичным. В крае более миллиона квадратных метров аварийного жилья, из которого большая часть не отвечает требованиям сейсмической безопасности. Нет дорог, нет собственных производителей продуктов питания и стройматериалов. А в силу труднодоступности региона даже самые дешевые привозные товары становятся «золотыми».
Даже Дмитрий Медведев, побывавший на острове то ли с деловым визитом, то ли заехавши на рыбалку, посетовал на недоступность региона – дорого добираться и дорого здесь жить.
Поэтому НЭП должен помочь Сахалину воспрянуть – а Корпорация по развитию Сахалина, Сахалинское ипотечное агентство» – как сказал губернатор, это локомотивы экономики, которые будут привлекать инвестиции, в том числе, иностранные.
Прямо сказка для простых сахалинцев, зачастую живущих без элементарных удобств. Первое место в позорном рейтинге по количеству «удобств на улице» красноречиво говорит: дальше падать некуда.
Правда, сами сахалинцы изначально были настроены скептически и к власти и к ее потугам. Вместо того, чтобы всем скопом брать бесплатный гектар, на который из тысяч желающих со всей страны пришлись лишь чуть больше сотни местных жителей, они требуют отставки Олега Кожемяко. Причина одна – никаких даже намеков на улучшение жизни за время его правления нет.
Быть может, НЭП должен был улучшить жизнь простых сахалинцев и забыть их претензии к губернатору? Ведь денег на самые различные проекты точечно ушло на десятки миллиардов рублей.
Однако, все накрылось медным тазом. Бюджетные миллиарды, ушедшие «адресатам», благополучно разместились на депозитах коммерческих банков и организаций без всяких трат на инвестпроекты. Все, на чем зарабатывали вдруг разбогатевшие госпредприятия – это проценты от вкладов, которые, кстати, в бюджет не возвращались. Об этом мы уже рассказывали в статье «Сахалинские госпредприятия становятся рантье»
В мае 2017 года в Облдуме был заслушан отчет об использовании 50 млрд бюджетных рублей, выделенных в 2015 году АО «Корпорация развития Сахалинской области». В 2016 году, согласно отчету корпорации, которая, похоже, тоже плюнула на НЭП, и решила держать «синицу в руке» в виде банковских вкладов, объем инвестирования этой структурой составил всего лишь 4,1 млрд рублей. Остальные средства были размещены на счетах и депозитах коммерческих банков. В 2016 году доход корпорации от депозитов составил 5,2 млрд рублей, а расходы – 269 млн рублей.
Вот и весь хваленный «кожемянинский» НЭП – денег куча, хоть соли – а их и в самом деле… засолили. Вернее, «заморозили». Местные банкиры, наверное, представителей региональных госструктур на руках носят. Ну, где еще найдешь таких клиентов, которые несут в твой банк миллиарды, и словно забывают про них, наслаждаясь процентами и позволяя финансистам прокручивать огромные суммы, как им угодно?
Сахалин остался без заначки
Новый шок для островитян. 7 сентября Сахалинская областная дума окончательно приняла решение об упразднении регионального резервного фонда. Чтобы понять размах катастрофы, немного истории.
Фонд в размере 84 млрд рублей был создан в 2015 году, основная его часть позже была выведена в Корпорацию развития Сахалинской области, остальным погашался дефицит бюджета.
В 2015 году бюджет был все еще высокодоходным. Тогда и был сформирован фонд, его размер составил те самые 84 млрд. За два года доходная база Сахалинской области «упала» более, чем на 100 млрд рублей, или в два раза, что связано, опять же, с падением цен на нефть.
Согласно прогнозам, озвученным на заседании регионального парламента, доходы бюджета будут продолжать падать до 2029 года. В связи с этим парламентарии, а также министр финансов Анна Харченко лично считают нецелесообразным создание резервного фонда. Островные власти полагают, что в настоящее время необходимо заниматься оптимизацией расходов для повышения их эффективности, а также – развитием не нефтегазовых доходов.
Действие закона о резервном фонде уже приостанавливалось в декабре 2016 года. Теперь региональный минфин и депутаты полагают, что создавать такой фонд в ближайшие 10-15 лет попросту нецелесообразно.
В 2015-м, когда первые признаки НЭПа уже начали проявляться, а на будущие проекты в Корпорацию развития уже потекли денежные реки, оставив в Резервном фонде лишь 47,75 миллиардов рублей, в чиновничьей среде так же раздавались голоса за то, что, мол, зачем нам этот фонд, где деньги «мертвым грузом» лежат – давайте тратить на хорошие дела. Тогда фонд чудом сохранили, а «хорошие дела» оказались банальными вкладами в коммерческих банках.
Но уж слишком заманчивы казались кому-то миллиарды в фонде. Прошло пару лет – и его «похоронили». Для этого губернатор даже внес в Облдуму проект, в котором предложил признать утратившим силу закон о резервном фонде Сахалинской области. Как говорится, чтоб все без нарушений.
«Создавали мы его в связи с тем, что получили неожиданно большие дополнительные доходы от шельфовых проектов. Согласно анализу, больше таких сверхдоходов не будет, поэтому нецелесообразно сегодня сохранять этот фонд как статью» – разжевывал коллегам на заседаний думы председатель комитета по бюджету и налогам Владимир Воронцов.
Все депутаты были немы и равнодушны. Лишь коммунистка Галина Подойникова пыталась хоть что-то для себя прояснить.
«Фонд был создан как "подушка безопасности" на тот чёрный день, когда будут падать наши доходы от углеводородов, – напомнила она. – И было в нём 84 миллиарда. Хотелось бы знать, как эти деньги распределились?».
Ей пытались ответить и так и этак, пока ситуацию не выправила министр финансов Анна Харченко, пояснившая, что часть денег, которые еще оставались в фонде, уйдет, как всегда на «благие дела», а те, что уже потратились – они вроде как и… не тратились. Просто в 2015 году депутатами был принят закон, на котором был изменён размер резервного фонда. То есть расходование средств фонда не осуществлялось, а был изменён его размер. Здорово, да? Уменьшай законодательно размер фонда и бери все, что свыше, на дела, за которые, в принципе, не обязательно держать отчет?!
Галина Подойникова в ответ на то, что все деньги идут в инвестпроекты, сделала тот же вывод, что и мы – область просто перекладывает бюджетные деньги туда-сюда, абсолютно не вкладывая их в экономику.
А в экономике цифры такие. Доходы бюджета Сахалинской области в 2014 году составили 100 млрд рублей, расходы 62 млрд. В 2015 году в областную казну поступило 207 млрд рублей, а израсходовал регион 203 млрд. В 2016 году столь солидных поступлений уже не было – доходы составили 131 млрд, расходы – 137. Прогноз на 2017 год составил по доходам 127,8, по расходам – 138 млрд рублей. Как говорится, катимся на полной скорости с сопки под откос.
Кому жить, кому выживать
Чтобы понять, как реагируют сахалинцы на последнее решение Облдумы, просто публикуем ряд их комментариев.
«Вообще-то резервный фонд, и об этом есть постановление, может тратится на ликвидацию последствий ЧС и других непредвиденных ситуаций. Кроме того, резервный фонд всегда подлежал восстановлению! Допустим, потратили на ликвидацию последствий ЧС столько-то миллионов, которые должны были поступить из федерального бюджета – в конце года федеральный бюджет эти деньги возвращает. Деньги фонда – отдельный от бюджета «карман»…».
«Пусть оптимизируют расходы на самих себя! Население уменьшается, а количество чиновников растет! Все потуги власти направлены только на содержание чиновников, да растаскивание бюджета. Дожили – на Сахалине кончились деньги и красная рыба!».
«Вот Хорошавина судят, а, между прочим, это он создал для Сахалина такую «подушку безопасности», этот фонд. Вот и задумаешься».
«Верните деньги сахалинского фонда из корпораций, банков и других левых контор! Распихали по всяким корпорациям! На острове ни одного нормального порта нет, все в полуразрушенном состоянии, паромы из Японии приходят и стыдно, и обидно за нас, что мы таких бездарей выбираем во власть!».
И ведь все правильно говорят. В большинстве люди без специального или экономического образования понимают, что любому человеку, семье, организации, региону, стране нужны деньги в «чулке». На «черный день», на «красный день», на перестройку, на великое переселение народов – на что угодно, всего не перечислить.
Уничтожая Резервный фонд, местная власть оставлятет область с полным надежды лицом, но голым, извините, задом. Случись что – прикрыть его будет нечем. А по поводу случись – далеко ходить не надо. Одни деньги на НЭП спустили в частные банки, хотя разговор был про инвестиции. Теперь снова говорят о них. Вопрос – куда уйдут миллиарды на этот раз? Опять в банки? Так они лопнут скоро от бюджетных сахалинских денег. Простым людям на улучшение жизни? Вижу улыбки этих простых людей. Грустные улыбки.
Когда ты живешь на 15 тысяч в месяц в одном из самых дорогих регионов страны и в 21 веке выходишь, извините, по нужде «на двор» – многолетние разговоры об улучшении жилья, собственном производстве, рае для туристов и современных дорогах кажутся обычной болтовней. А она время от времени надоедает. И хочется дел – достойной работы, удобной квартиры, к детям на материк слетать без проблем, потому что дети давно уже из этого «ада» уехали…
Все это не сказки. Все это может быть. Но когда деньги в регионе начнут работать, а не прыгать с одного счета на другой. Но этот круговорот денег в природе, которые вроде бы есть, но которых на деле нет, люди, его запустившие, остановить не захотят и уже, видимо, не смогут.
Все, абсолютно все сахалинцы это понимают. И говорят о том, что их лимит терпения исчерпан: «Проблемы, которые не решались годами, не решаются и сейчас: всё те же безобразные дороги, отсутствие капитального ремонта, усугубившаяся ситуация с аварийным жильём и прочее, и прочее, и прочее…. Более того, добавились новые проблемы: внеплановый прессинг на бизнес, передел в строительном комплексе, кумовство. И нет никаких надежд на позитивные изменения. Нам остаётся либо ждать ещё четыре года, либо добиваться отставки нынешнего руководителя… Жизнь летит, мы стареем и хотим нормальных условий, нормальных дорог, человеческого жилья, хотим, чтобы чиновники не мешали развиваться бизнесу.
Мы требуем отправить в отставку Олега Кожемяко и назначить выборы народного губернатора…».
Одному б услышать – и уйти самому, другому б услышать – и помочь уйти первому. Глядишь, и без всяких НЭПов зажили бы… Не сразу, постепенно… Разрушенное годами сразу не восстановишь. Но ведь если будет цель… Одна большая цель на всех… А сейчас какая цель? Выжить…