Переходим на хлеб и воду?
Сам по себе закон №2112−03 с весьма нейтральным названием «О внесении изменений в отдельные законы Магаданской области», принятый Облдумой и подписанный губернатором в конце ноября прошлого года, человека от политики и экономики далекого вряд ли мог взволновать.
Однако, сразу же после появления закона на свет, буквально вся Колыма встала на уши. Имел место массовый митинг. Где все наперебой кричали о том, что дыры в местном бюджете власти собираются заткнуть за счет уменьшения или сокращения отдельных социальных программ, чему губернатор Колымы Владимир Печеный едва ли не искренне удивлялся. «Оптимизация – это не урезание средств, а объективный подход к их эффективному использованию» - расшифровывает главный колымчанин новый закон, тем не менее раздавая обещания весь намеченный на 2017 год план на «социалку» в миллиард с лишним рублей до копейки потратить именно на социальные нужды в регионе – здравоохранение, образование, культуру, ремонт, жилье и так далее. То есть, с одной стороны малопонятная пугающая оптимизация, с другой – все вроде бы остается как было.
Выходит, не так страшен закон, как его размалевали в магаданском областном союзе организаций профсоюзов, раскритиковавшие как сам закон, так и его принятие за «закрытыми дверями». «В сложной социально-экономической ситуации в стране и регионе, когда растут тарифы, цены на товары и услуги, сокращаются реальные доходы населения, органы власти территории продолжают практику принятия решений, затрагивающих социальные и трудовые интересы работников, населения, без предварительного обсуждения на заседаниях областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» - с такой позицией профсоюз во главе с давним профсоюзным деятелем Николаем Махонькиным позвал людей на акцию протеста.
Давай придумаем закон…
Однако, может, поспешили, может, не надо было так сразу чиновников за «грудки»? Чтобы расставить все по своим местам и понять, насколько оправданы людские опасения и не от лукавого ли удивление господина Печеного, не понимающего – что в законе не понравилось простым колымчанам, стоит этот закон полистать. Тем более, кто знает региональный бюджет, как не председатель Облдумы Сергей Абрамов, являющийся по совместительству и председателем Комитета по экономическому развитию, налогам и бюджету?
Кстати, в легкую подписавший закон губернатор Печеный еще на стадии анонсирования документа сетовал на то, что в 2016 году больше всего бюджетных денег было потрачено на сферы образования и ЖКХ, словно сожалея об этом, и призвал все подшефные ему ведомства оптимизировать расходы на следующий год.
Теперь посмотрим, насколько губернаторским клеркам удалось внять совету главы региона. В документе «О внесении изменений в отдельные законы Магаданской области» 11 статей. Статья 1 вносит правки в Закон Магаданской области от 10 июня 2003 года N 360-ОЗ "О Почетном гражданине Магаданской области". В частности, отменяет бесплатное обслуживание во всех зрелищных и культурно-просветительских учреждениях, финансируемых за счет средств областного бюджета, а графа «ежемесячные денежные выплаты в размере 10 тысяч рублей в период проживания на территории Российской Федерации» меняется всего на одно слово, но зато какое: «ежегодные». Оптимизация налицо: в кино и театр ветеранов труда бесплатно больше водить не будут плюс на выплатах десяти тысяч теперь сэкономят 110 тысяч рублей на каждом ветеране.
Статья 2 корректирует статью 4 Закона Магаданской области от 12 января 2004 года N 412-ОЗ "О ветеранах труда Магаданской области", где указывается компенсация расходов по изготовлению и ремонту зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и металлокерамики) в размере фактически понесенных расходов, но не более 40 тысяч рублей. Оно и понятно – хочешь золотые фиксы, оплачивай их сам, но все мы знаем, насколько затратны визиты к стоматологу даже по мелочам в виде одной-двух пломб. А если протезировать всю челюсть – денег будет будь здоров. Но относительно компенсации теперь для ветеранов колымского труда есть «потолок» - 40 тысяч.
Статья 3 поправок в Закон Магаданской области от 06 декабря 2004 года N 498-ОЗ "О мерах социальной поддержки ветеранов труда, проживающих на территории Магаданской области" закрепляет поправку статьи 2, если кто сразу не понял – на зубные протезы из бюджета возвратим максимум 40 тысяч. Остальное из своего кошелька.
Поправки статьи 4 касаются Закона Магаданской области от 06 декабря 2004 года N 499-ОЗ "О мерах социальной поддержки неработающих старожилов Магаданской области". Здесь особо примечателен пункт «Приостановление и прекращение осуществления ежемесячных денежных выплат старожилам Магаданской области», которые прекращаются, если абориген-пенсионер решил поработать, если он находится «в стационарной организации социального обслуживания граждан», проще говоря, в доме престарелых, и если магаданец решил сменить «региональное гражданство». Из всех перечисленных «оптимизаций», пожалуй, лишь переезд на жительство в другую область с определенной натяжкой выглядит как повод прекратить выплаты. Но экономия бюджета и здесь налицо.
Статья 5 не обошла вниманием Закон Магаданской области от 06 декабря 2004 года N 500-ОЗ "О ежемесячном и ежегодном пособии на ребенка". Денег у детей чиновники вроде как забрать не решились – но странная замена во всех пунктах фразы «государственные учреждения» на слово «организация» наводит на мысль о том, что в случае конфликта или спорной ситуации государственной конторе будет легче отправить заявителя в странствие по бесконечным бюрократическим коридорам – ведь теперь в статье закона о государственной принадлежности соответствующих организаций даже нет речи.
Статьи 6 и 7 снова напоминают о «зубопротезном потолке», но уже тружеников тыла и лиц, пострадавших от политических репрессий соответственно. Пожалуй, зубная тема – один из самых удачных и оригинальных оптимизирующих ходов не только колымских властей, но и вообще по стране.
Согласно статье 8, касающейся проезда в транспорте, теперь дополнительные меры социальной поддержки, то бишь, частичная компенсация транспортных расходов, будет касаться лишь неработающих пенсионеров, тогда в старой редакции льгота касалась получающих пенсии в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" - при назначении трудовой пенсии. Проще говоря, любому пенсионеру полагалась льгота – теперь лишь тому, кто во дворе на лавочке сидит.
Добрались поправки даже до «чернобыльцев», доживающих свой век на Колыме. Статья 9 говорит о том, что бывшие «ликвидаторы» аварии на АЭС могут компенсировать свои затраты за счет государства не более, чем на 40 тысяч рублей… угадайте на что? Да на зубные протезы, будь они неладны!
Статьи 10 и 11 чисто административного толка, но и первых девяти достаточно для того, чтобы понять – насколько областные ведомства ответственно отнеслись к поручению губернатор «затянуть пояса». Может, такая старательность вызвана тем, что пояса предложили затянуть не самим чиновникам, а тем категориям населения, которые они по долгу службы курируют? А ведь если приглядеться, в любом российском регионе, Колыма не исключение, можно легко найти другие «жертвы» для оптимизации – раздутые штаты администраций различного уровня, немаленькие чиновничьи зарплаты и льготы, люксовый автопарк, и т.д. и т.п. Другое дело, что оптимизировать себя – это, видимо, слишком большая жертва?
P.S. В 2015 году губернатор Владимир Печеный, уже тогда в поисках «объектов» для оптимизации, можно сказать, сделал «ход конем», сократив свою зарплату на 10% (искренне надеемся, что голод чиновника не замучил). Но, скорее всего, это было исключение, чем правило – ибо, потока подражателей своего «хода» в лице местных чиновников он не нашел. Да и громкое заявление о сокращении себе зарплаты очень напоминало игру на публику или, другими словами, собиранием политических очков. Ну, и прочие губернаторские попытки поиграть в самооптимизацию с сокращением количества чиновничьих командировок, пользованием «випов» в разных видах транспорта, роскошных ремонтов в личных кабинетах и прочих затратных благах, видимо, наткнулись на глухую чиновничью кладку, раз колымская власть, не отказавшись от оптимизации в целом, решила поменять направление. И ударила туда, где стену пробить легче всего… А ведь в 2013-м бывший мэр Магадана и на тот момент исполняющий обязанности губернатора Владимир Печеный на выборах на пост главы региона набрал порядка 85% голосов избирателей, значительно обогнав своих конкурентов, и последующие подсчеты показали, что колымчане старше 60 лет голосовали за господина Печеного чуть ли не единогласно. В 2018-м новые выборы губернатора, очень активный Владимир Печеный нигде не словом не обмолвился о том, что хочет подать на «развод» с политикой. Но начав экономить на своих главных избирателях, не поставит ли пока еще действующий губернатор сам на себе крест, как на губернаторе будущем? В 2013-м один из его конкурентов Эдуард Шуберт набрал всего 2% голосов. Может, господин Печеный стремится побить этот «рекорд»?