Будущий единый день голосования (ЕДГ) считается репетицией выборов Госдумы, так что к 2025 году должны активизироваться не только системные партии. И на самом деле чаще стали обращаться к электорату, например, «Яблоко» и Григорий Явлинский. Экс-кандидат в президенты РФ Борис Надеждин готовит к бою «Гражданскую инициативу», но есть и новые политпроекты вроде Партии любителей пива (ПЛП). Если для кампании-2026 не будет инерционного сценария, все они, видимо, попробуют испытать судьбу.

В «Яблоке» анонсировали на 25 октября открытую встречу с Явлинским в своем центральном офисе. Но более важно, что как раз в этот день завершается прием заявок в новый набор федеральной партийной школы. Яблочники явно поворачиваются к тому электорату, который разочаровался во власти из-за СВО.

Однако у партии Явлинского, как известно, уже есть региональные депутаты, а это значит, что она имеет право выходить на выборы Госдумы 2026 года по льготе. То есть регистрироваться без сбора подписей граждан. Так что ЕДГ-2025 в качестве генеральной репетиции федеральной кампании для нее не станет настоящим испытанием. Чего не скажешь, к примеру, о «Гражданской инициативе» Андрея Нечаева, с которой в последнее время плотно сотрудничает тот же Надеждин. Он подтвердил, что эта партия ГИ обязательно будет участвовать в муниципальных выборах, чтобы сохранить регистрацию и актив. Но есть задумка постараться добыть думские льготы на выборах в заксобрания нескольких регионов. Например, в Коми, Костромской, Новосибирской и Челябинской областях.

При этом Надеждин, с одной стороны, согласился, что партия Нечаева в этом году не попала ни на какую региональную кампанию, а с другой – заявил: «В любом случае если я возглавлю список на выборах в Госдуму, то мы и без льготы соберем подписи». У ПЛП пока и вовсе нет регистрации, документы в Минюст поданы буквально на днях. Однако генеральный секретарь партии Константин Калачев (на фото) заявил, что ее шансы на ЕДГ-2025 высоки: «Мы специально начали процесс заранее, чтобы успеть к выборам будущего года. Уже через месяц Минюст нам должен дать ответ». По его мнению, перспективы получить мандаты в заксобраниях субъектов РФ у ПЛП имеются. Ведь, по разным соцопросам, 40% граждан не видят политсилы, представляющей их интересы, есть и большой запрос на перемены партийного поля. А также, по его словам, всегда есть вероятность, что власть решит оживить интерес к выборам и допустит нового игрока, ведь явка, как ни крути, нужна. Или хотя бы для того, чтобы традиционные партии взбодрились и перезагрузились. Калачев сообщил, что приоритеты ПЛП – это та же Республика Коми и Костромская область, а также Магаданская.

Любопытно, кстати, что, похоже, в традиционную межвыборную спячку не ушли и те две малые партии, которые в ходе последних ЕДГ вполне убедительно выступают в роли спойлеров КПРФ и «Справедливой России – За правду» (СРЗП). Это и «Коммунисты России» Сергея Малинковича, и Российская партия пенсионеров за социальную справедливость, если кратко – Партия пенсионеров. Лидер альтернативных коммунистов даже принял гостевое участие в саммите БРИКС в Казани, у активных пенсионеров тоже не гаснет партийная жизнь. Так что не исключено и их более серьезное привлечение как к ЕДГ-2025, так и к выборам Госдумы-2026.

Сами представители несистемных политпроектов полагают, что роль малых партий может повыситься уже в 2025-м. Надеждин считает, что на это может сыграть та турбулентность, которую теперь уже невозможно предсказывать: «Кто думал, что Россия вступит в СВО или что Пригожин поднимет мятеж? У нас в стране возможно все что угодно и в любой момент. Но если ситуация останется вялотекущей, то новым партиям вряд ли расширят коридор возможностей. Разве что администрация президента даст дорогу каким-то своим проектам, хотя бы для того чтобы расшевелить думскую оппозицию, особенно коммунистов». Калачев отметил, что выборная система работает по отлаженной схеме и малые партии будут востребованы, ломать то, что работает, никто не станет. А вот будет ли повышаться их роль или нет – это вопрос, положительный ответ на который не исключен. Например, чисто теоретически, у падающей КПРФ могут отъесть голоса другие левые партии. И на выходе у коммунистов будет уже не 18–19%, как в 2021-м, а, скажем, 10%. «Коммунисты Малинковича или пенсионеры смогут получить госфинансирование, ведь в Госдуму они вряд ли пройдут. А скорее ставку сделают все-таки на Партию пенсионеров», – предположил он. Но он уверен, что при этом если СРЗП понижать искусственно точно не будут, то в отношении КПРФ у Кремля лояльности теперь нет.

Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин, в свою очередь, настаивает, что страну в ближайшие два года скорее всего ждет инерционное развитие событий, а в такой ситуации шансов новым проектам обычно не дают. «Тем более что для протестного электората уже есть «Яблоко», а та же «Гражданская инициатива» может отъесть голоса у «Новых людей», которые вроде бы уже прижились в Госдуме, подтачивать их позиции администрации президента нет нужды. Поэтому партия Нечаева–Надеждина вряд ли дойдет до думского бюллетеня. Пересечение ее электората с «Новыми людьми» точно есть, что доказали президентские выборы, когда большая часть сторонников Надеждина пошла голосовать за Даванкова», – напомнил Макаркин. Электората ПЛП, по его мнению, пока и вовсе не видно: «Конечно, недовольство нашей партийной системой у людей есть. Но особенность выборов в России в том, что у нас люди всегда голосуют очень серьезно. Причем всех возрастов. Исключение было, когда молодежь «по приколу» голосовала за Жириновского, но это было в конце 90-х – начале 2000-х. В условиях СВО серьезность голосования как определения судьбы страны только повысилась». Между тем Макаркин считает, что и роль малых партий вряд ли резко повысится, хотя отчасти это может быть с «Коммунистами России», но не слишком сильно. Ведь уже устоявшийся электорат КПРФ не спутает эти две партии. Партия же пенсионеров при большей раскрутке может отъесть голоса не у левых, а у «Единой России». В общем, подытожил эксперт, любые новые расклады – это новые риски и для самой власти, в инерционных сценариях не сильно нужные.

По материалам издания «Независимая газета»