Под межпартийным соглашением о безопасных выборах КПРФ и «Яблоко» отказались подписываться по принципиальным соображениям. По этой же причине они не стали участвовать и в соглашении с общественными палатами о консолидированном наблюдении. Обе партии обосновали свою позицию тем, что «с фальсификаторами бесполезно договариваться». И теперь этих представителей левой и правой оппозиции, очевидно, ждут неприятности.
Партия «Яблоко» обосновала свой отказ присоединяться к системе общественного наблюдения тем, что правила избирательной кампании и так установлены законодательством. Стало быть, участники выборов, заинтересованные в обеспечении их прозрачности и чистоты, должны соблюдать закон.
«Излишнее забюрокрачивание и заорганизованность процесса подготовки наблюдателей самым пагубным образом отразится на качестве этой самой подготовки», – сообщил лидер «Яблока» Николай Рыбаков секретарю Общественной палаты (ОП) РФ Лидии Михеевой. При этом он призвал ОП использовать ее тесное сотрудничество с органами госвласти для того, чтобы «внести вклад в совершенствование избирательного процесса», а именно поддержать ряд инициатив «Яблока». Например, обязательную трансляцию с участков в интернете.
Ранее ОП распространила проект совместного Соглашения, которое, в частности, предполагает «проведение взаимных консультаций», «организацию совместных обсуждений стандартов и методик», «обмен опытом и организацию совместных обучающих мероприятий», «осуществление совместной информационной деятельности». По ним подписались 11 партий. Среди отказников, кроме «Яблока» и КПРФ, еще и «Справедливая Россия – За правду» (СРЗП). Там объяснили, что не согласны с частью размытых формулировок, вроде такой: «Стороны заблаговременно информируют друг друга о решениях, которые затрагивают интересы сторон, а также воздерживаются от действий, которые могут нанести вред одной из сторон».
Напомним, что ранее ЕР инициировала соглашение «о безопасных выборах». На предыдущих кампаниях обычно были инициативы «о честных выборах». В нынешнем же говорится, что «все массовые мероприятия в рамках предвыборной кампании должны быть сокращены до минимума» или переведены в онлайн. СРЗП, кстати, это соглашение решило подписать, но зато от него отказалась ЛДПР, которая бумагу о совместном наблюдении, наоборот, одобрила. То есть эти две парламентские партии, очевидно, сочли необходимым подстраховаться, чтобы не получить обвинений в радикализации.
Не успели КПРФ и «Яблоко» отказаться от любых подписаний, как замсекретаря генсовета ЕР Евгений Ревенко заявил, что действия коммунистов – неуважение к избирателям, мол, КПРФ думает только о том, как заработать очки. Прозвучал и намек на возможный перевод кампании левых «на дистант»: «Все должны быть уверены, что коммунист не заразен и не представляет опасности для избирателей». Скорее всего отказная позиция левой и правой оппозиции может привести к неприятным последствиям. Это раньше инициативы ЕР о всякого рода соглашениях имели формальное значение, а теперь они представляют собой ключевые парадигмы выборов.
Член бюро «Яблока» Борис Вишневский тем не менее заявил: «Мы не подписываем соглашений о честных выборах с людьми, которые их фальсифицируют. Переименование – ничуть не лучшая чушь, просто в их честность уже никто не верит, а слово «безопасность» нынче в моде». Он подчеркнул, что в партии не возникает сомнений в том, что «Яблоку» будут чинить препятствия, но подписывать соглашения оно не намерено.
Глава Аналитической службы КПРФ Сергей Обухов заметил: «Если закон не соблюдается, то соглашения бессмысленны. Это пиар ЕР, но имеющий для остальных партий вредные последствия. Единороссы предложили партиям уйти с улиц и отказаться от живого общения с избирателями в пользу медиаресурсов и интернета. Но мы видим, что 80% времени на ТВ и радио отдано ЕР, а КПРФ только 2%. Приняты и драконовские законы о работе в соцсетях».
То есть смена названий предвыборных соглашений для ЕР не только игра на актуальной повестке, но и хитрый ход: «Власть ввела трехдневное голосование, запретила видеонаблюдение для избирателей, всячески сушит явку. Разговорам о прозрачности и честности выборов уже никто не поверит, вот и сменили вывеску. Это стремление не столько обезопасить граждан, сколько выправить понижающийся рейтинг ЕР за счет других партий в условиях мобилизации админресурса». Коммунист предположил, что его партии смогут препятствовать и в ведении кампании, и в наблюдении. Встречам коммунистов с избирателями пытаются противодействовать уже сейчас, однако и подписание документов все равно не гарантировало бы КПРФ безоблачной кампании.