Группа депутатов Госдумы 4 мая внесла в нижнюю палату три законопроекта. Один из них запрещает баллотироваться в Госдуму тем, кто работал в экстремистских организациях или переводил им деньги. Две другие инициативы ужесточают наказание за участие в работе нежелательной организации, а также запрещают гражданам России и российским юридическим лицам участвовать в работе таких организаций по всему миру. О содержании законопроектов, реакции на них и возможных последствиях принятия — в этом материале.
Запрет избираться в Госдуму
Самый резонансный из трех законопроектов предусматривает внесение изменений в закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». «В частности, законопроектом предлагается предусмотреть, что не имеет права быть избранным депутатом Государственной Думы гражданин, причастный к деятельности общественного или религиозного объединения, иной организации, признанных судом экстремистскими или террористическими организациями», — говорится в пояснительной записке к документу. Там же утверждается, что законопроект направлен на «совершенствование законодательства Российской Федерации о выборах».
Запрет избираться в Госдуму будет грозить тем, кто руководил организацией в течение последних трех лет до дня признания ее судом экстремистской или террористической. Такая же санкция предусмотрена для тех, кто участвовал в деятельности организации или даже оказывал ей финансовую или консультационную помощь в течение последнего года. Ограничения будут действовать до истечения трех лет со дня признания организации экстремистской или террористической.
Авторами этой и остальных инициатив стали глава комиссии Госдумы по противодействию иностранному вмешательству в дела России Василий Пискарев, генерал-полковник юстиции (2011) и бывший первый зам председателя СК РФ, а также члены этой комиссии — депутаты Андрей Альшевских, Николай Рыжак, Андрей Исаев, Ризван Курбанов, Дмитрий Савельев, Алексей Чепа и Адальби Шхагошев. Это тот же состав парламентариев, который ранее предложил ввести нашумевший закон о просветительской деятельности (вступит в силу с 1 июня). Кроме того, эти же депутаты предложили поправки, ужесточающие наказание за нарушения деятельности НКО, общественных объединений и физлиц, признанных иностранными агентами (вступили в силу с 1 марта). Те же самые фамилии можно обнаружить и под законом о пропаганде наркотиков в интернете (вступил в силу 7 марта), а также под рядом других спорных инициатив.
По мнению соратника политика Алексея Навального Леонида Волкова, законопроект направлен прежде всего против Фонда борьбы с коррупцией и его сторонников. Речь идет более чем о 200 тысячах человек, которые в течение последнего года переводили деньги на счета ФБК. Авторы инициативы утверждают, что руководствовались другими соображениями. «Нельзя допускать людей на должности, в данном случае мы рассматривали в Госдуму, которые причастны к экстремистским организациям. И здесь каких-то дополнительных вопросов не должно быть. Они не должны работать в Госдуме. Если экстремисты у нас будут проникать в законодательные органы, то какие законы будут писаться в Госдуме? По-моему, тут однозначный ответ», — заявил депутат Алексей Чепа в беседе с «Эхом Москвы». При этом он подчеркнул, что этот законопроект не связан с намерением признать ФБК экстремистской организацией.
В случае принятия инициатива может помешать намерению юриста ФБК Любови Соболь избраться в Госдуму. Она собирается участвовать в выборах по одномандатному округу в ЦАО Москвы и ранее заявила, что уже готова собирать подписи для своего выдвижения. После того, как стало известно о внесении законопроекта, соратница Навального отметила, что его можно назвать «законопроектом против Любови Соболь» и он направлен на то, чтобы не допустить ее в Госдуму. При этом она все равно собирается бороться за регистрацию на выборах.
Многие наблюдатели, в том числе Соболь, обращают внимание, что этот законопроект имеет обратную силу. «То есть человек, во второй половине прошлого или начале этого года пожертвовавший ФБК Алексея Навального хотя бы один рубль либо сдавший в аренду его отделению офис, либо выступивший на семинаре ФБК, либо оказавший любую иную помощь (понятие, которое можно трактовать крайне расширительно) не сможет участвовать в думских выборах 2021 года. При этом закон фактически получает обратную силу, так как никто из данных лиц не мог предположить, что ФБК будет признана экстремистской организацией», — отметил политолог Алексей Макаркин. По его мнению, подобные законопроекты «все более напоминают ведомственные инструкции».
Нежелательные организации за рубежом и в России
Другие две инициативы, также внесенные в Госдуму 4 мая той же группой депутатов, касаются нежелательных организаций. Один из законопроектов предлагает наделять таким статусом иностранные или международные неправительственные организации, которые выступали посредниками при проведении денежных операций в адрес организаций, уже признанных в России нежелательными. Кроме того, этот же документ предусматривает запрет гражданам России и российским юридическим лицам участвовать в работе нежелательных организаций по всему миру.
Наконец, последний законопроект ужесточает уголовное наказание за участие в деятельности нежелательной организации и руководство такой организацией. За участие в ней будет грозить до четырех лет лишения свободы, за руководство — до шести лет. В текущей версии закона как за участие, так и за руководство предусмотрено от двух до шести лет колонии. Кроме того, авторы инициативы предложили убрать из статьи 284.1 УК фразу о работе нежелательной организации на территории России — это значит, что под действие статьи попадут в том числе россияне, которые участвуют в работе организации за рубежом.
В пояснительной записке к документу утверждается, что среди приоритетов государства должны быть противодействие нежелательным организациям и «блокирование попыток их влияния на социальные и политические институты российского общества». В отзыве Верховного суда на законопроект констатируется, что в пояснительной записке нет достаточных обоснований для усиления уголовной ответственности. В свою очередь, правительство инициативу уже поддержало.
Организация может быть признана нежелательной в России по решению Генпрокуратуры. Сейчас список состоит из 31 организации. Например, туда были включены «Открытая Россия» и фонд «Открытое общество» Джорджа Сороса.