Петербургской «Единой Россией» применена технология физического сопротивления желанию оппозиции взять под контроль те муниципалитеты, где они получили большинство мест. Пока прецедент создан один – в округе Литейный, где 11 из 20 депутатов избраны от «Яблока». Они уже утвердили нового главу совета, однако его зарплату продолжает получать бывший председатель-единоросс, он же занимает и главный кабинет. Оппозиция подала иск в суд и жалобы в Следственный комитет (СК) и прокуратуру.
Юрист Александр Кобринский сообщил, что 16 октября подан иск в Дзержинский райсуд Петербурга с требованием оценить действия «Единой России» и аппарата муниципалитета в Литейном. По его словам, в жалобах, поданных в прокуратуру города и управление СК, речь идет о том, что единороссы саботируют работу муниципалитета, а аппарат последнего по-прежнему подчиняется бывшему руководству. Экс-глава Павел Дайняк не желает покидать должность и при этом продолжает получать зарплату главы муниципального образования (МО) Литейный округ.
Новый глава от «Яблока» Арсений Афиногенов пояснил, что 15 октября он вместе с другими яблочными депутатами, а также главой отделения «Яблока» Екатериной Кузнецовой, депутатом Заксобрания Борисом Вишневским и Кобринским после двухнедельного ожидания решили более активно начать процесс передачи дел. От «Яблока» в совете 11 из 20 депутатов плюс самовыдвиженец Марияна Сорокина, а единороссов только 8 человек.
«К сожалению, ни сам предыдущий глава МО Павел Дайняк, ни аппарат никак не горели желанием начать передавать дела. Самого Дайняка не было на месте на момент нашего прихода, а аппарат предложил дождаться его. В процессе осмотра помещения мы обнаружили двух бывших депутатов МО Литейный округ, не переизбравшихся в новый созыв, которые по-прежнему занимают свои кабинеты. Один из них – Равшанбек Курбанов – стал физически меня выталкивать из кабинета, который он занимал, ссылаясь на переговоры с неким посетителем. Второй – Николай Чернышов – просто захлопнул перед нами дверь», – сообщил Афиногенов. Причины пребывания в бывших своих кабинетах они объясняли по-разному: «собирают свои вещи», «мы – представители общественности» и т.д. Далее была вызвана полиция, которая решила не вмешиваться типа в политический конфликт.
Таким образом, помещения так и не были переданы. «На данный момент предыдущее руководство, в частности Дайняк, так и не смогло смириться с тем, что в совете перестало находиться 18 единороссов. На основании изменений в устав, которые мы считаем фальшивыми, он держится за остатки своей власти», – возмутился Афиногенов.
Напомним, что его избрали главой еще 30 сентября. Но потом обнаружилось, что 4 сентября предыдущий состав совета провел заседание, приняв изменения в устав, согласно которым для избрания главы требуется две трети голосов, а не 50% плюс один голос, как раньше. «Мы сейчас даже не говорим о том, что вряд ли это заседание на самом деле было, для чего и подаем в суд. Мы говорим о том, что такое положение в уставе не соответствует федеральному законодательству, в частности Закону № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления». Там перечислен закрытый перечень вопросов, решаемых квалифицированным большинством, и к ним вопрос выбора главы не относится», – подчеркнул Афиногенов.
Пока яблочники пытаются разобраться в данной патовой ситуации, «Объединенные демократы» (ОД) из предвыборного проекта решили превратиться в ассоциацию независимых муниципальных депутатов (АНМД) с тем же названием. Первое заседание совета этой ассоциации прошло уже 15 октября. По словам лидера ОД Андрея Пивоварова, кроме утверждения тем образовательных программ, обсудили меры по медиаподдержке депутатов, взяли в проработку несколько законодательных инициатив. На конец октября запланирована конференция с европейскими муниципалами. При этом на заседании совета АНМД депутат от Партии роста Владимир Волохонский внес проект обращения по факту попытки подкупа в 72-м округе.
Один из лидеров ОД, муниципальный депутат Наталья Грязневич сообщила, что создать такую ассоциацию было решено сразу после выборов и сейчас в ней уже около сотни членов. «Дело в том, что после выборов многие депутаты оказались в сложных ситуациях, когда они составляют меньшинство в муниципалитете и при этом не имеют опыта. Мы рассказываем им о том, как, даже имея минимум полномочий, можно многое сделать для людей. Если это будем объяснять не мы, то с ними начнет работать администрация, которая может сбить их с толку и уловками склонить к сотрудничеству с ЕР», – пояснила Грязневич. Вступить в АНМД может любой представитель оппозиционных сил, там уже есть и навальнисты, и яблочники.
По словам Грязневич, случай физического сопротивления ЕР в Литейном – единичный, ведь большинство мест оппозиция имеет в абсолютном меньшинстве питерских муниципалитетов. В основном, по ее наблюдениям, оппозиционным депутатам приходится бороться с большинством от ЕР. Также есть случаи, когда депутатов от власти и оппозиции примерно поровну. Как считает Грязневич, в Литейном оппозиции обязательно нужно в судебном порядке оспаривать решение от 4 сентября о двух третях для избрания главы, доказывать, что такого решения вообще не было. Кроме того, уверена она, яблочники должны максимально широко освещать эту историю для публики, то есть жителей округа.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев полагает, что такая ситуация, как в Литейном, – это, конечно, своего рода перегиб на местах, эксцесс местного значения. «Но происходит подобное из-за того, что нет четкого сигнала сверху о недопустимости таких действий, глава питерского избиркома и спикер Заксобрания чувствуют себя неприкасаемыми, их никто даже не пожурил. И даже наоборот: именно Вячеслав Макаров на днях заявил, что партия власти должна бороться за сохранение рычагов управления всеми возможными способами. Кроме того, нет неотвратимости наказания за незаконные действия», – подчеркнул эксперт. По его мнению, единственный выход для оппозиции – это действительно вынос скандала на федеральный уровень, то есть максимальная публичность.
Инициативу ОД о создании ассоциации Калачев считает правильной – ведь если оппозиция не будет объединяться сама, то партия власти станет всячески раскалывать ее. «Так что выхода у оппозиционных депутатов только два: либо сотрудничать с администрацией, либо объединяться, а иначе реальной работы не получится», – отметил эксперт.