ЦИК России 25 сентября обсудит ситуацию вокруг муниципальных выборов в Петербурге. Председатель комиссии Элла Памфилова дает понять, что крайне недовольна ходом кампании. Однако горизбирком 24 сентября утвердил все ее результаты. Поэтому теперь поздно требовать отмены итогов голосования и в целом, и по отдельным округам. Избирательные споры уже перешли в суды, а «Единая Россия» начала использовать властные полномочия для изменения задним числом муниципальных уставов, чтобы не допустить оппозиционеров к руководству райсоветами. Так что Памфиловой, похоже, придется в очередной раз развести руками, заявив, что ЦИК вообще-то и не имел права вмешиваться.
В повестке заседания Центризбиркома 25 сентября пункт о питерских выборах обозначен именно как разбирательство в ситуации, связанной с формированием внутригородских муниципальных образований Северной столицы. Циркулирующие там слухи об отставке главы горизбиркома Виктора Миненко, судя по всему, должны быть опровергнуты или подтверждены с самого начала заседания ЦИКа. Если Памфилова действительно до глубины души возмущена, по ее словам, «муниципально-электоральным бандитизмом», то она, видимо, обязана прямо предложить Миненко подумать о смене рода деятельности. Однако скорее всего на этом заранее анонсированном мероприятии Центризбиркома ничего не случится – кроме грозной риторики и, может быть, неких намеков на несоответствие Миненко занимаемой должности.
И хотя утверждаемые прямо накануне дискуссии в ЦИКе результаты скандальных выборов можно было бы рассматривать как откровенное сопротивление питерских властей чужому вмешательству в их внутренние дела, на самом деле это все немного не так.
Напомним, что низовая кампания в Петербурге проходила одновременно с избранием его губернатора. Так что если бы ЦИК стал настаивать, скажем, на пересчете бюллетеней или проверке их подлинности, то это неизбежно поставило бы вопрос и о чистоте голосования за бывшего врио Александра Беглова. Понятно, что федеральный Центр никакого политического афронта во второй столице допустить не может. Борьба же за посты муниципальных депутатов, сколь бы нечестной и грязной она ни была, Кремль совсем не беспокоит. Более того, администрация президента, похоже, делает вид, что никаких проблем в Питере и не существует.
Это было отчетливо сказано пресс-секретарем главы государства Дмитрием Песковым, который не стал комментировать ряд недавних резких высказываний председателя ЦИКа. Но вовсе не из-за того, что он их не слышал, а потому, что не знает, «на чем зиждутся такие суждения Памфиловой». По словам Пескова, он не имеет информации о каком-либо опротестовании итогов выборов – «массовом или не массовом», которое хотя бы как-то могло повлиять на эти итоги. Кстати, пресс-секретарь отметил, что, насколько он знает, президент никакого доклада от Памфиловой и не получал.
Поэтому-то демонстративно проведенное во вторник заседание горизбиркома, похоже, надо рассматривать как часть заранее задуманного плана, составленного, кстати, по мотивам московской истории этого года. Памфилова, напомним, призвала к себе потерпевших неудачи независимых кандидатов в Мосгордуму, дав понять, что их жалобы будут не только тщательно рассмотрены, но и, возможно, частично даже и удовлетворены. Во всяком случае, именно так оппозиционеры восприняли заверения Памфиловой, что ей нужно будет посмотреть на те экспертизы подписей, которые кандидаты заказали у нейтральных экспертов. Как известно, ни одно из обещаний в ходе разбирательств в ЦИКе выполнено не было.
Так что и 25 сентября, судя по всему, будет осуществлен аналогичный сценарий. Например, «Яблоко» отправило в ЦИК целый пакет документов о выявленных нарушениях. Однако теперь Памфилова может только порекомендовать недовольным кандидатам от этой партии обращаться в суды. При этом она неизбежно должна будет заявить, что Центризбирком не имеет права оказывать на них давление, так что и никаких инспекций по его линии быть не может. Скорее всего глава ЦИКа произнесет и давно отработанную фразу – мол, у нас федеративное государство, муниципальные комиссии Москве не подчиняются, так что оппозиции надо было активнее сотрудничать с горизбиркомом.
То, что такое сотрудничество заранее было обречено на провал, показало заседание самого горизбиркома 24 сентября. Там, к примеру, было заявлено, что за время кампании поступило 1600 обращений, которые были «рассмотрены в установленные сроки либо рассматриваются», однако не было не сказано ни слова о том, каковы были последствия. Исходя из того, что утверждены итоги по всем 110 округам, понятно, что последствия эти были никакие. Кстати, на заседании было отмечено, что благодаря оперативному вмешательству горизбиркома по одному округу было принято решение по пересчету голосов, а из муниципалитета «Озеро Долгое» была изъята избирательная документация. Но опять же не было уточнено, к чему все эти решения привели.
Зато оппозиционным партиям горизбирком сообщил, что те значительно улучшили свой результат по сравнению с 2014 годом – в два, три или даже пять раз, как, скажем, «Яблоко». Красиво выглядят и сами по себе показатели оппозиции в процентах, если, конечно, не обращать внимания на то, что ЕР взяла 61,5% всех депутатских мест. Это меньше, чем в 2014-м (77,8%), но с учетом якобы самовыдвиженцев партия власти на самом деле потеряла немного. А главное, все победы оппозиционеров не дают им возможности решить основную задачу: самостоятельно собрать подписи муниципалов для преодоления фильтра на пути к следующим выборам губернатора Петербурга.
При этом ЕР, кстати, не удовлетворилась достигнутыми позициями. И когда говорят, например, о сотнях исках в питерские суды, то надо разбираться, а сколько из них направлено против оппозиции. Например, уже начался процесс, продолжение которого перенесено на октябрь, против «умного голосования». Есть претензии и ко многим победителям из того же «Яблока», «Справедливой России» или Партии роста. Не исключено, что их результаты после всех тяжб еще сократятся, как это уже случилось за те полторы недели, пока в Петербурге «подводили итоги» голосования 8 сентября.
Более того, единороссы используют и свои властные полномочия, чтобы задним числом изменить порядок работы муниципальных советов. Например, уже в нескольких уставах, по сути, задним числом появились поправки, что председателя можно избирать двумя третями депутатов, а не половиной. И теперь оппозиционеры оказались не у дел. Меняется и порядок определения кворума – скажем, заседание правомочно, если на нем присутствуют все избранные депутаты. А в одном округе пошли еще дальше – из архива якобы уже изъят номер газеты, где было объявление о выборах. Так что теперь и непонятно, зачем оппозиция участвовала в этой «незаконной» кампании.