Как ранее прогнозировала «НГ», появились иски к кандидатам от оппозиции по снятию с выборов на том основании, что документы ими якобы были поданы позже положенного по закону срока. Ранее Петербургский горизбирком (ПГИК) продлил сроки выдвижения кандидатов в нескольких муниципальных образованиях (МО). Таким образом, под ударом оказывается значительная часть оппозиционных кандидатов.
Всего с выборов по продленным горизбиркомам срокам, там, где были назначены тайные выборы избирательными комиссиями муниципальных округов (ИКМО), пока хотят снять трех человек в МО Екатерингофском, двух самовыдвиженцев и партийного кандидата. Сейчас в Ленинском суде зарегистрировано два заявления (по двум округам). Глава штаба Алексея Навального в Петербурге Александр Шуршев сообщил, что исковые заявления подали самовыдвиженцы Андрей Харламов и Владислав Шульгин. Харламов пытается снять Марию Кинзу, а Шульгин – Ивана Короткова (ЛДПР) и Владислава Пушкина.
«Оба истца работают в местной администрации округа, у них об этом написано в заявлении о самовыдвижении. Мы видим на примере Екатерингофского, самовыдвиженцы-псевдокандидаты, которые сами кампании вести не собираются, выдвинулись, чтобы подавать в суд на наших кандидатов. Они отправляют заявления по почте, и таким образом оказывается, что сроки обжалования по выдвижению еще не прошли», – отметил Шуршев.
Ранее Ленинский суд удовлетворил заявление кандидата о снятии другого кандидата по тем же основаниям. По мнению Шуршева, тем самым была поставлена под сомнение законность решения горизбиркома о продлении сроков выдвижения и создан опасный прецедент, который в одном лишь Екатерингофском округе может коснуться около 20 кандидатов. «Если это прецедентное решение вступит в силу, оно может использоваться в других процессах как обстоятельства, которые не нужно будет доказывать вновь и которые не подлежат оспариванию. Молчание горизбиркома, чье решение фактически отменяют в районном суде, очень настораживает», – заявил он.
По сведениям Шуршева, из команды Навального заявление по продленным горизбиркомом срокам подали примерно в 10 муниципалитетах, где, впрочем, полных команд оппозиционеров не получилось. Однако это десятки кандидатов из более чем 450 зарегистрированных (еще 130 получили отказы). «Таких качелей на прошлых кампаниях я не помню. Наших кандидатов то регистрируют, то снимают, то восстанавливают. Видимо, хотят, чтобы мы все время потратили в судах», – отметил он.
Эффективного способа защиты у оппозиционеров пока нет. «Хотелось бы более активной позиции горизбиркома, на основании которой все эти кандидаты были зарегистрированы. А то получается, что ПГИКу не важно, что дальше происходит с его же решением. Фактически в районном суде отменяется решение горизбиркома. Причем есть опасение, что принятое ранее решение в отношении одного из кандидатов будут использовать как установленный факт, который не нужно доказывать», – возмутился Шуршев.
Лидер «Объединенных демократов» Андрей Пивоваров пояснил: «Действительно, есть опасность, что могут снять кандидатов, выдвинувшихся по продленным срокам. И эта хорошая позиция горизбиркома имеет свои слабости. То, что документы были поданы по решению ПГИКа вне сроков, дает основания для оспаривания регистрации в суде. Естественно, по сути это незаконно, это очередная уловка провластных игроков, чтобы снять независимых кандидатов». Пивоваров напомнил, что изначально при назначении муниципальных выборов у кандидата в Северной столице есть 20 дней на подачу документов. По сведениям Пивоварова, ИКМО, продливших по решению ПГИКа сроки выдвижения, не так много.
Оппозиционер отметил, что кандидатов ОД уже зарегистрировано более 400 человек из 500 выдвинувшихся. Их также пытаются разными способами снять с выборов – от подач исков в суд другими кандидатами до непринятия и даже подмены документов. «Например, мы сдаем документы в ИКМО, они берут и перерисовывают одну цифру, меняют единицу на четверку. А когда мы предъявляем фотографии документов, они обвиняют нас в том, что мы сначала сфоткали, а потом испортили документы, и суд встает на сторону комиссии», – поясняет Пивоваров. «Что неприятно, решения ПГИКа неравномерны: где-то он принимает позицию принципиальную, а где-то, где, видимо, есть политическое решение, он либо не вмешивается, либо делает вид, что все в порядке», – говорит оппозиционер.
Пивоваров отметил, что теперь такие трюки перестали быть массовыми, все же многих людей восстановили на выборах. Он подчеркнул, что давят на кандидатов в основном в районах – территориях влиятельных питерских единороссов, например спикера Заксобрания Вячеслава Макарова.
«Давление на независимых кандидатов, конечно, есть. Например, на митинге 24 июля я назвал фамилии глав ИКМО, в отношении которых должны быть проведены проверки. Вместо того чтобы возбудить уголовные дела в отношении них (о нарушении законодательства о выборах), было подано встречное заявление о возбуждении уголовного дела (о клевете) в отношении меня», – сообщил Пивоваров. Оппозиционер пояснил, что заявление в полицию о клевете подала глава ИКМО Екатерингофский Ксения Недбайло – после неудачных попыток снять его с выборов по суду.
Пивоваров сообщил, что 27 июля у дома его задержали пятеро полицейских и доставили в отдел полиции. Там его допросили и рассказали, что в отношении лидера ОД проводится проверка. «Единственный способ противодействия петербургскому беспределу – публичность. Питерские выборы стали федеральной проблемой», – отметил он.
Глава петербургского «Яблока» Екатерина Кузнецова сообщила, что яблочных кандидатов технология снятия по продленным срокам пока не коснулась: «Наверное, это коснется нас завтра-послезавтра». Кузнецова отметила, что тайные выборы охватили Петроградский район целиком, значительную часть Адмиралтейского района и Московский район. «Те районы, где у «Яблока» самые высокие шансы и где примерно половина наших зарегистрированных кандидатов. Притом зарегистрировано 354 кандидата и по 150–170 идет обжалование», – отметила она.
Между тем яблочники выигрывают в судах. В горсуде в воскресенье удалось обжаловать решение о нерегистрации кандидата, которому ИКМО сперва секретно отказало в регистрации, а потом уже явно согласовало выдвижение, что незаконно. После этого кандидатов сняли через суд. В горсуде принято решение, что ПГИК незаконно отказал в рассмотрении жалоб. Кроме того, в понедельник Верховный суд рассмотрит заявление провластных кандидатов, пытающихся оспорить регистрацию горизбиркомом яблочников (всего их 10) в МО Владимирское. У «Яблока» появилась надежда на восстановление кандидатов, снятых по такой технологии. По мнению Кузнецовой, единственный способ борьбы с нарушениями со стороны оппозиции – судебные иски, которые действуют оперативнее ПГИКа. Однако было бы эффективнее, если бы в дело вмешался горизбирком: «У него есть полномочия и отменять незаконные решения, и накладывать административные взыскания на членов нижестоящих комиссий. Но так как ничего после 2014 года сделано не было, те же люди назначены на те же места, они поняли, что могут делать что хотят. При этом ПГИК зачастую не хочет быть ответчиком в суде».