Осенью 2019 года в 16 регионах России будут выбирать губернаторов. Наиболее странная и резонансная предвыборная кампания разворачивается в Санкт-Петербурге, где одновременно с главой города голосуют за муниципальных депутатов. В десятках округов местные выборы назначены тайным образом; люди спортивного вида выстраиваются в очереди, чтобы не позволить оппозиционерам подать документы. Муниципальное голосование угрожает отменить Центризбирком — а в Александра Беглова, кандидата от власти на выборах губернатора, не верят даже в Кремле. Специальный корреспондент «Медузы» пытается объяснить, что происходит в Петербурге.
Сомнения в успешном для власти исходе выборов губернатора Санкт-Петербурга появились еще зимой 2018/19 года — когда активную, хоть и неофициальную агитацию начал Александр Беглов. Бывший полпред президента в Северо-Западном округе, чиновник с длинным послужным списком, работавший в петербургской мэрии еще во времена Анатолия Собчака и Владимира Путина, был назначен временно исполняющим обязанности главы города в октябре 2018-го.
Ожидания жителей города были скорее на пользу новому градоначальнику: многие в Петербурге хотели смены власти и ждали нового руководителя вроде Сергея Собянина — то есть человека, который, подобно мэру Москвы, занялся бы транспортом (в том числе подтолкнул строительство метро), улучшением парков и вообще городским благоустройством. Предыдущего губернатора Петербурга Георгия Полтавченко часто упрекали, что он больше внимания уделяет вопросам религии и нравственности, чем городскому хозяйству. После его отставки местные журналисты посчитали, сколько храмов Полтавченко успел построить за семь лет на посту (по правде говоря, не так уж и много), — ну и, конечно, никто не забыл, что при Полтавченко начался процесс передачи Исаакиевского собора Русской православной церкви, который так и не завершился из-за протестов.
Новый губернатор Петербурга Александр Беглов оказался похож больше не на Собянина, а на своего петербургского предшественника. Сходство оказалось и внешним (это сразу стало поводом для шуток), и духовным: Беглов точно так же продемонстрировал интерес к религии, а заодно показал себя поклонником казачьего движения (врио губернатора был председателем Совета по казачеству при президенте России).
При всех недостатках петербуржцы находили у Полтавченко одно существенное достоинство: он не проявлял активности, мало попадался горожанам на глаза. В одном из интервью губернатор сказал, что людям должно быть не важно, кто ими руководит: «Идеальный вариант для меня — чтобы меня вообще никто не знал». Александр Беглов, напротив, за несколько месяцев до выборов начал чрезвычайно часто появляться в медиа.
Фаворит Кремля пытался завоевать симпатии петербуржцев. Получилось наоборот
За несколько месяцев, прошедших с назначения Беглова, очевидных управленческих успехов ему достичь не удалось, если таковыми не считать щедрые подарки городу от федерального центра. Путин пообещал Петербургу парк — вроде московского Зарядья — в запланированном здесь же Судебном квартале. Еще один подарок из Москвы — утвержденный президентом проект строительства высокоскоростной железной дороги из столицы в Петербург (сначала ВСМ хотели проложить до Казани).
Сам врио был сосредоточен на публичной политике, заниматься которой ему удавалось не без труда. Уже первые заявления Беглова в октябре 2018 года, — например, о намерениях превратить Петербург в «патриотическую столицу» — показали, что в город пришел не совсем хозяйственник.
Беглов начал активно мелькать на телеэкране и в городских СМИ; самый частый сюжет о нем — поездка по городу с осмотром. Электоральный эффект от таких инспекций был неоднозначным: автору этого текста часто приходилось слышать от петербуржцев, что из-за визита врио губернатора со свитой проезды в районы появления чиновника перекрывают для транспорта. Многие увидели в Беглове не представителя власти, который заботится о горожанах, но представителя власти, создающего помехи.
Были претензии и посерьезней. Зимой в городе прошли мощные снегопады — дороги и тротуары Петербурга завалило. Виноват оказался Беглов: с сугробами городские службы не справлялись, раздражения добавила попытка врио использовать проблемы как повод для продвижения. Политтехнологи губернатора из команды бизнесмена Евгения Пригожина запустили кампанию в СМИ: Беглов вручал городским чиновникам лопаты, чтобы они убирали снег. Позже организовали субботник, в котором участвовал сам глава города, он вместе с петербургскими бюджетниками чистил улицы. Словосочетание «лопата Беглова» стало издевательским мемом. Символические жесты губернатора были восприняты как неадекватное ситуации поведение: когда в городе не одну неделю лежат сугробы, власть почему-то борется с ними по старинке — лопатами.
Довольно быстро, не без усилий собственной пиар-команды, Александр Беглов превратился в комического персонажа. Однажды губернатор предстал в образе человека, который помог пенсионеру перейти дорогу — но все обратили внимание, что дорога не чищена от снега (и лучше бы губернатор занялся уборкой), к тому же чиновник нарушил правила дорожного движения. Спустя пару недель Беглов спас женщину из горящего здания — но быстро выяснилось, что губернатор только встретил ее внизу, а помогли ей спасатели. В апреле Беглов пришел в кукольный театр на представление для детей, представился «дядей Сашей» и попросил зрителей назвать его должность — чиновник не успокоился, пока из зала кто-то не выкрикнул: «Действующий губернатор!» На первомайской демонстрации Беглов заявил: «В нашем городе живут активнутые противные люди», — хотя потом все же поправился, что имел в виду «активных, креативных и волевых». Одновременно власть при новом врио начала выглядеть еще и беспощадной (на контрасте с тихим Полтавченко): например, оппозиционную колонну в первомайском шествии жестко разогнала полиция.
Администрация президента пыталась заменить Беглова другим выдвиженцем, но Путин не согласился
Ляпы Беглова и его технологов постоянно привлекали внимание к выборам главы Петербурга еще до официального выдвижения кандидатов. Привлекают они внимание и сейчас.
Самая громкая история связана со сбором подписей в поддержку выдвижения Александра Беглова. Городской штаб Алексея Навального опубликовал видео, где происходит нечто похожее на фальсификацию подписей. Беглов уже пообещал не сдавать в избирком подписи в округе, где штаб Навального обнаружил фальсификации, признав таким образом нарушение.
Чуть раньше случился еще один скандал с подписями в поддержку кандидата — также с участием штаба Навального. Организация сообщила, что в одном из петербургских вузов студентов принуждают подписаться за выдвижение Беглова. Наконец, еще один скандал с подписями касался сбора подписей в метрополитене, где запрещены любые формы агитации — в этом случае она велась.
Подписи врио губернатора нужны, потому что он баллотируется не от «Единой России», а как самовыдвиженец. Рейтинг партии падает, и выдвижение от ее имени может отрицательно сказаться на выборе избирателей. Аналогичным образом — не от партии, а самовыдвиженцами — на ближайшие выборы в Московскую городскую думу идут кандидаты от власти. Однако в ситуации с Бегловым самовыдвижение оказалось делом хлопотным и бесполезным: с одной стороны, врио губернатора все равно ассоциируется с властью, с другой стороны — сообщения о фальсификациях подписей и принуждении студентов вряд ли увеличили его политический капитал.
«Медузе» известно от источников в администрации президента, что во внутриполитическом блоке Беглова считают «неизбираемым кандидатом» — непопулярным у электората политиком. Кремлевские чиновники предлагали еще зимой заменить нынешнего врио на кого-то более молодого и современного. Но Владимир Путин менять своего старого знакомого не стал, несмотря на его очевидные проблемы с рейтингом. Окончательно решили вести Беглова на выборы в начале мая.
Тогда же были предприняты попытки усилить штаб Беглова. Политтехнологов Евгения Пригожина оттеснили на периферию; зато в город стали часто ездить чиновники администрации президента, работать в Петербурге начала близкая к Кремлю политтехнологическая фирма «ИМА-Консалтинг». Одну из ключевых ролей в штабе сейчас играет петербургский политтехнолог Александр Серавин. Он известен тем, что сотрудничал с бывшим кировским губернатором Никитой Белых на выборах 2014 года и вел губернаторскую кампанию выигравшего выборы 2018-го врио губернатора Псковской области Михаила Ведерникова.
Тайные муниципальные выборы в Петербурге, из-за которых случился скандал, тоже связаны с губернаторской кампанией
8 сентября 2019 года в Петербурге одновременно с губернаторскими выборами пройдет голосование в городские муниципалитеты. Они тоже оказались в эпицентре скандала: кандидаты от оппозиции не могут узнать, назначены ли выборы официально, чтобы в срок подать документы для участия в них. Из других новшеств, препятствующих регистрации неконтролируемых властью кандидатов: не работающие в положенное время избиркомы, а также очереди в комиссиях, состоящие из спортивных парней — они якобы тоже намерены баллотироваться в муниципальные депутаты и не дают подать документы не связанным с властью претендентам. Желающие зарегистрироваться кандидатами оппозиционеры даже придумали хитрость, как обойти искусственную очередь: нужно прикинуться одним из ее участников.
Пять лет назад на местных выборах в Петербурге немногочисленные оппозиционеры сталкивались с похожими препятствиями. Но сейчас число людей, которые недовольны властью или просто хотят участвовать в политике районного масштаба, увеличилось — и потому резонанса больше. А в сравнении с московской муниципальной кампанией 2017 года, когда системные и несистемные оппозиционеры без особых проблем выдвинулись — и даже смогли выиграть выборы, происходящее в Петербурге выглядит и вовсе удивительным.
Однако различия московской и петербургской муниципальных кампаний — не в том, что в столице больше демократии: просто районные советы в Москве почти не имеют никаких полномочий. Они распоряжаются небольшим бюджетом и организуют праздники; также депутаты могут направить городским властям свои предложения по благоустройству (те не обязаны их принимать). Вся власть и финансы Москвы — в руках управ и возглавляющих их глав, которые к муниципальной власти отношения не имеют: это подразделения мэрии. В Петербурге районным хозяйством распоряжаются муниципалитеты: депутаты выбирают по конкурсу главу администрации, они же могут отправить его в отставку. Местные советы назначают руководителей муниципальных предприятий ЖКХ. Это реальная власть и деньги, за которые борются влиятельные городские группы: например, люди, близкие к спикеру законодательного собрания Петербурга Вячеславу Макарову. Делиться этой властью с оппозицией никто не собирается.
Недопуск оппозиционных кандидатов к местным выборам выгоден и Беглову в свете его губернаторской кампании. Еще весной совпадение губернаторских и муниципальных выборов очень беспокоило Кремль. Если бы муниципального голосования не было, губернаторское можно было бы провести по сценарию зимних выборов в Приморье. Там после фактической победы кандидата от КПРФ в сентябре 2018 года результаты выборов отменили — и провели новые. Новому врио главы региона Олегу Кожемяко администрация президента подобрала удобных противников, которые отправили на участки минимум наблюдателей. В том случае, если в Петербурге на муниципальных выборах окажутся оппозиционные кандидаты, их наблюдатели смогут фиксировать нарушения в том числе и на проходящих одновременно выборах губернатора.
«Медузе» известно, что идея переноса муниципальных выборов с 8 сентября, когда должно пройти голосование за главу города, на другую дату весной обсуждалась в администрации президента, но кремлевские чиновники не смогли найти для этого законных оснований.
Хотя, возможно, к идее отмены местного голосования в Кремле решили вернуться. 27 июня глава Центральной избирательной комиссии Элла Памфилова в эфире радиостанции «Эхо Москвы в Санкт-Петербурге» не исключила, что муниципальные выборы все-таки могут быть отменены: «Я поручила правовикам проработать возможность этого, если это безобразие [с нарушением процедур регистрации кандидатов] не удастся остановить».
В Петербурге договорились с кандидатом от ЛДПР, чтобы помешать протестному голосованию, как на Дальнем Востоке в 2018 году
Обычно пик скандалов в губернаторских кампаниях приходится на стадию регистрации кандидатов: в этот момент отсеиваются сильные оппозиционные соперники (если такие есть) при помощи муниципального фильтра. До этого все происходит, как правило, относительно спокойно. Выборы в Петербурге стали исключением: еще до регистрации кандидатом сошел с дистанции представитель ЛДПР.
Судя по всему, Кремль пытается избежать повторения сценария, который реализовался в 2018 году во Владимирской области, Хакасии, Хабаровском и Приморском краях, где при наличии провластного кандидата и системных оппозиционеров-статистов избиратели предпочли выбрать последних — то есть голосовали за представителей КПРФ и ЛДПР.
В Петербурге врио губернатора Александр Беглов предложил кандидату от ЛДПР Олегу Капитанову пост в мэрии — и Капитанов отказался от участия в выборах. Многие в городе восприняли этот маневр как политический подкуп и ограничение конкуренции.
К тому же среди кандидатов не будет ярких петербургских и федеральных политиков, ранее заявлявших о своем желании принять участие в гонке. Оксана Дмитриева (Партия роста) и Максим Шевченко (КПРФ) даже не подали документы; депутат петербургского законодательного собрания Борис Вишневский, скорее всего, не преодолеет муниципальный фильтр.
Единственным более или менее известным избирателю соперником Александра Беглова на выборах осенью может стать кинорежиссер Владимир Бортко — его решили выдвинуть коммунисты. Кинематографист пока не ведет интенсивную избирательную кампанию. Хотя если петербургский избиратель решит во что бы то ни стало голосовать против Беглова, эффективная предвыборная агитация Бортко и не потребуется.