Список кандидатов в Мосгордуму (МГД) представило «Яблоко». Мосгоризбирком (МГИК) уведомлен об участии 15 человек, будут и трое самовыдвиженцев. До конца недели МГИК получит документы от КПРФ. Партия готова выступить в большинстве из 45 округов. То есть будет конкурировать с яблочниками, соратниками Алексея Навального и сторонниками Дмитрия Гудкова. Так что выборы в МГД станут прежде всего борьбой оппозиции за скудный протестный электорат, а не с монополией «Единой России».
После заверения МГИКом списка кандидатов, поданного 10 июня зампредом «Яблока» Николаем Рыбаковым и ответственным секретарем бюро партии Валерием Горячевым, и пойдет отсчет времени, отведенного на избирательную кампанию в МГД.
Действовать надо будет быстро, а потому некоторые из претендентов были намерены уже до конца дня открыть специальные счета в банке. Им всем предстоит собрать от 5 до 6 тыс. подписей москвичей для регистрации.
После конференции «Яблока» 8 июня перечень партийных выдвиженцев сократился на одну позицию, зато количество самовыдвиженцев выросло с двоих до троих. Камнем преткновения стал округ № 8 (Аэропорт, Войковский, Коптево, Сокол). Эксперт Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Алексей Крапухин в конце концов решил отказаться от замысла баллотироваться там, уступив место Дарье Бесединой – представителю «Городских проектов» политконсультанта Максима Каца. Правда, от партии она все-таки не идет – только при ее поддержке. Между тем глава федерального политкомитета «Яблока» Григорий Явлинский на конференции явно дал понять, что нынешняя кампания – не для споров о вариантах благоустройства города или экспериментов по урбанистике, она должна быть посвящена скорее общеполитическим и экономическим проблемам.
При таком подходе понятно, почему «Яблоко» отказалось от переговоров с другими демократическими силами, некоторые уступки друг другу они сделали лишь, так сказать, в рабочем порядке. Впрочем, полностью конфликты из-за пересечения по округам это не сняло. В итоге «Яблоко» жестко столкнется с навальнистами не только в округе № 43, где будут и экс-лидер столичного отделения партии Сергей Митрохин, и юрист Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) Любовь Соболь. Поскольку там же выступает известная благотворительница Анна Федермессер, шансы оппозиционеров выглядят невысокими. Внутривидовая борьба будет и в том же округе №8, где уже собирает подписи директор ФБК Иван Жданов. В трех других «навальнистских» округах – № 31, 35, 45 – яблочников, правда, все же нет.
Зато есть их пересечение с гудковскими людьми – в округах № 3, 4, 6, 14 и 36. Округ самого Гудкова – № 5 (Филевский парк, Хорошево-Мневники, часть района Щукино), конечно, остальными либералами освобожден, но зато на него претендуют коммунисты. Московская конференция КПРФ пройдет 11 июня, так что до конца недели левые кандидаты будут не только представлены во МГИК, но и станут получать документы о регистрации – представители Компартии подписи могут не собрать. Против Гудкова выступит как раз глава муниципального образования Щукино. Вообще-то КПРФ первоначально планировала выдвинуть своих людей по 42 округам из 45 – и, судя по всему, серьезной корректировке эти планы пока не подверглись.
Между тем, как показали все последние федеральные кампании, оппозиционный электорат в Москве резко сократился до уровня чисто протестного. То есть против власти, а стало быть, за другие партии, кроме «Единой России», готовы в большинстве своем голосовать лишь те люди, которые чем-то конкретно недовольны. Понятно, что в огромном городе такие есть всегда, и, наверное, их немало. При этом главная их особенность в том, что идеологических основ для такого недовольства нет почти ни у кого из них. Так что им, в общем, все равно, за кого из оппозиционеров голосовать. Можно предположить, что они будут выбирать самого яркого или жесткого критика власти.
Из этого, в свою очередь, следует, что всем оппозиционным партиям придется бороться примерно на одной поляне. Что означает – чем в округе будет больше протестных кандидатов, тем меньше их шансы. Их снижает и тактика властей, способствующих выдвижению в столице разнообразных медиаперсон – журналистов и общественных деятелей, благотворителей и правозащитников, преподавателей и ученых, предпринимателей и пр. Между тем, подтвердили «НГ» будущие участники кампании, попыток широкой координации выдвижения даже близко не было.
Например, Митрохин пояснил «НГ», что разводом округов никто и не занимался. Впрочем, о конкуренции во всей Москве, по его мнению, говорить не стоит, в каждом округе своя ситуация. Яблочник подчеркнул, что с КПРФ его партия никогда и не вела переговоров о разведении кандидатов: «Это противоречит нашему уставу, где записано, что запрещено политическое взаимодействие с партиями леворадикального и праворадикального толка. Мы же не можем объединяться только на том основании, что и они – оппозиция».
Митрохин согласился, что даже городские проблемы, тревожащие москвичей, не способствовали объединению оппозиции, объяснив, правда, это тем, что, мол, обоснования и методы защиты москвичей у яблочников и коммунистов разные. То есть идеология играет роль и по каждому конкретному вопросу. С другой стороны, по его словам, получение мандатов при поддержке электората зависит только от работы кандидата в округе.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев напомнил, что у оппозиции в Москве нет общей повестки, да она и не борется за власть в столице. «Все оппозиционные силы сейчас пытаются актуализировать партийные бренды, напомнить о себе – и в лучшем случае взять несколько мандатов. А вот необходимости побороться с действующей властью нет, все понимают, что возможности для радикальных перемен в городском парламенте нет», – сказал он.
Эксперт согласился с Митрохиным, что результат зависит от работы кандидата во время кампании в округе. Тем более что избиратели ориентируются в первую очередь на личность, а не на партийный бренд. Калачев напомнил, что «Яблоко» имеет в Москве рейтинг лучше, чем в целом по стране, и может рассчитывать на получение нескольких мандатов не за счет договора с другими силами, а за счет активной кампании. У КПРФ в столице результаты не самые лучшие по стране, однако властям выгодно наличие думской оппозиции в МГД, а потому коммунисты могут рассчитывать на небольшую фракцию. «Конечно, где-то коммунист и мог бы сняться в пользу яблочника или, наоборот, тот в своих листовках указал бы: меня поддержала даже КПРФ. Но партии эгоистичны и не пойдут на такие шаги», – отметил Калачев.
Решающую роль, уверен он, будут играть финансирование и проведение так называемой тотальной кампании, на которую будут брошены все силы. При этом ни «Яблоко», ни КПРФ не могут обеспечить достаточными ресурсами всех своих кандидатов. «И в этих условиях партиям стоило бы если не договориться о взаимном снятии, то хотя бы заключить пакт о ненападении кандидатов-оппозиционеров друг на друга, хотя бы в агитации указывать, что общий враг – это нынешняя власть, то есть депутаты от ЕР и замаскированные самовыдвиженцы», – заявил Калачев.