Объединение ряда соцпартий под своей эгидой «Справедливая Россия» уже обсуждает в регионах. В политструктуре уверены, что вместе легче будет бороться с «Единой Россией», которая блокирует социальные инициативы оппозиции. КПРФ в этом проекте вынесена за скобки, а малым левым партиям предложено несколько вариантов объединения усилий. Это тактическая коалиция, избирательный блок или полное слияние с СР. Эксперты отметили, что после отказа от православно-консервативного поворота эсэры возвращаются к корням.
СР предлагает левым политическим силам приступить к объединению для создания нового партийного проекта к выборам в Госдуму в 2021 году. Судя по всему, сейчас начата обкатка этой идеи в регионах.
Например, в Брянске на днях прошли некие экспертные слушания под названием «Перспективы объединения социально ориентированных политических сил с целью принятия пакета социальных законов». Провело их местное отделение СР, которое, кстати, не имеет сейчас представительства в облдуме. Тем не менее эсэры говорили об игнорировании единороссами оппозиционных законодательных инициатив как на региональном, так и на федеральном уровне.
Было заявлено о необходимости «консолидировать социально ориентированные партии и общественные объединения» для формирования сильной коалиции. Одним из направлений ее деятельности могла бы стать борьба за возвращение для партий права на объединение в избирательные блоки.
Что же касается законодательных инициатив, то, по словам эсэров, парламентское большинство ЕР и в парламентах субъектов РФ, и в Госдуме за последние годы заблокировало десятки проектов. Например, о введении уголовной ответственности за незаконное обогащение, об отмене транспортного налога, поправки к пенсионной и «мусорной» реформам.
А вот в результате объединения можно будет «увеличить представительство социалистов в федеральном и региональном парламентах» и создать мощный противовес ЕР. При этом в СР раскритиковали нынешнюю дробную партсистему, предложив вернуться к той, которая была сформирована семью крупными партиями с устойчивой идеологией, так что «людям было из кого выбирать и с кого потом спросить».
Эсэры также решили припугнуть власть, предупредив о надвигающемся кризисе идеологии, – дескать, в обществе есть запрос на левые взгляды, но нет адекватного их представительства в государстве, а это значит, что возникает угроза создания «популистской партии бунта». «Все больше людей готовы принимать участие в акциях протеста, многие не доверяют ни партиям, ни власти, с пессимизмом смотрят в будущее» – такие слова прозвучали в том же Брянске.
По словам первого замруководителя фракции СР в ГД Михаила Емельянова, в настоящее время действительно ведутся активные переговоры с малыми партиями, идет и кулуарная работа, и общественное обсуждение. Он подчеркнул, что «необходимость в сильной социал-демократической партии патриотического толка назрела уже давно, однако такие силы сейчас сильно распылены, мелкие партии лишь теряют на выборах поданные за них голоса».
СР, отметил Емельянов, как наиболее крупная и хорошо организованная партия, которая уже имеет хороший опыт в объединении разных политических сил, хочет выступить консолидатором объединительного процесса. И пока непонятно, будет ли это новая партия, хотя сам Емельянов не исключил перерегистрацию СР к новым выборам в ГД. «На базе СР можно организовать коалицию, блок или даже единую социально-демократическую партию. Сейчас мы ведем переговоры, чтобы учесть интересы разных партий», – пояснил депутат.
Глава юрслужбы КПРФ Вадим Соловьев уверен, что речь идет именно о ребрендинге СР, поскольку идти на ближайшие выборы под старым флагом эсэрам нет смысла. Однако он полагает, что объединение партий не даст нужного результата: «Авторитет нарабатывается конкретными делами, а не подтягиванием к себе маленьких партий, ведь избиратели смотрят не на численность политструктуры, а на ее действия». Соловьев поэтому считает, что со стороны СР это все чисто пиаровская акция. Он подчеркнул, что «СР уже подтягивала к себе и «Родину», и «Пенсионеров России», что не увенчалось успехом, а нынешняя их задумка – лишь повторение пройденного, так что ни о каком усилении конкуренции эсэров с КПРФ и речи не идет».
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин отметил, что стремление эсеров объединиться вполне объяснимо: они хотят создать некий виртуальный эффект своей жизнеспособности. Однако, по его словам, пока трудно представить, какие партии согласятся на такое объединение. Например, пойдет ли «Родина», которая набрала на выборах в ГД примерно 1,5%, показав, что может привлечь патриотический электорат. Эксперт напомнил и о неудаче с присоединением к СР предпринимателя Константина Малофеева, в связи с чем, по слухам, идеология партии должна была измениться в православно-консервативную сторону. После отказа от этого проекта СР нужно искать другие пути для своего оживления – и возвращение к тем основам, на которых партия и была заложена, по крайней мере выглядит логично.
Руководитель Центра экономических и политических реформ Николай Миронов напомнил, что на левом фланге сейчас несколько центров притяжения – КПРФ, СР и неформальные левые движения. Есть еще и ряд спойлерских партий, но они играют лишь техническую роль по разбиванию левого электората. КПРФ и СР объединиться в ближайшей перспективе вряд ли смогут, считает эксперт, из-за слишком большой разницы в позиционировании и существующего у граждан авторитета. Неформальные объединения больше ориентированы на КПРФ или стремятся играть самостоятельную роль, так что с эсэрами они сотрудничают только на уровне некоторых регионов.
Миронов полагает, что СР ищет варианты для самосохранения, да и «власти тоже нужен лояльный левый проект, который уже хронически не получается». «Проблема в том, что по сути своей система является либеральной. Вот у нее и не получаются лояльные левые проекты, которым приходится поддерживать антисоциальные проекты или как минимум об этом молчать, а стало быть, терять электорат», – подчеркнул эксперт.