Лидер КПРФ Геннадий Зюганов отчитался о деятельности КПРФ за первый год работы Госдумы седьмого созыва. В партийном отчете, посвященном кризису в социальной сфере, коммунисты жестко раскритиковали всех, кроме президента Владимира Путина. «Единую Россию» и правительство Дмитрия Медведева обвинили в обнищании населения на фоне принятия «закона Тимченко–Ротенберга», защищающего олигархов. В то время как эффективность работы самой КПРФ в условиях большинства ЕР в Госдуме стремится к нулю – 72 законопроекта, внесенных коммунистами, были отклонены в первом чтении, а 152 вообще не допущены к рассмотрению. «Святая Русь, российская державность и советская справедливость» – такой рецепт развития страны огласил накануне лидер КПРФ.
Партийный отчет Зюганов начал с критики выборов, намекая, что большинство «Единой России» (ЕР) в Думе было получено нечестным путем: «В прошлом году власть провела спецоперацию, используя весь арсенал черных технологий. Странно было слышать от премьер-министра и лидера ЕР Дмитрия Медведева на его отчете в Государственной думе 19 апреля утверждение, что «люди проголосовали за стабильность и за развитие». Что получил народ в результате выборов, которые большинство избирателей просто проигнорировали? Нет ни стабильности, ни развития. Их не может быть в нищающей стране с деградирующими экономикой и социальной сферой».
По мнению лидера КПРФ, ситуация, связанная с тяжелым материальным положением работающих граждан, усугубилась в первом полугодии 2017-го. Кроме того, «повальному обнищанию сопутствует вопиющее социальное расслоение», ставшее одной из главных примет российского общества, говорится в отчете. «В то время как 80% граждан вынуждены прозябать в бедности или в полной нищете, 200 богатейших российских олигархов владеют состоянием, которое суммарно составляет 460 млрд долл. Это в два раза превышает доходную часть российского бюджета нынешнего года», – подчеркнул Зюганов.
Виновата, по его словам, во всем правящая верхушка: «правящая элита категорически исключает не только принципиальную смену, но даже относительную корректировку проводимой политики. Вот почему единороссовское большинство в Госдуме блокирует наши законодательные инициативы». Он пояснил, что в период весенней сессии 72 законопроекта, внесенных фракцией КПРФ, были отклонены уже при первом чтении, а 152 законопроекта вообще не допущены к рассмотрению. «Многие из них висят с 2010–2014 годов». Среди них: о ратификации статей Конвенции ООН против коррупции; о «детях войны»; об изменении Уголовного кодекса РФ для установления ответственности за незаконное обогащение и т.д.
Зюганов подчеркнул, что в то время, как правительство проводит курс на сокращение расходов федерального бюджета, а следовательно, и на социальные нужды, Госдума приняла «закон Тимченко–Ротенберга», освобождающий физических лиц, находящихся под иностранными санкциями, от налогового резидентства РФ. «Таким образом, все большее число олигархов получают право не платить налоги на родине. Такова политика власти: граждане платят, а олигархи богатеют», – отмечается в отчете.
Невозможность влиять на законодательные процессы коммунисты намерены компенсировать усилением протестной риторики, правда, пока только на словах: «КПРФ, разоблачая с думской трибуны антинародные планы правительства, разрабатывает собственные конструктивные предложения по всем важнейшим проблемам. В то же время мы хорошо понимаем, что работа в Госдуме не даст должного результата, если она не будет поддержана мощными, массовыми действиями вне стен парламента».
Имя президента Владимира Путина в докладе не упоминалась – критика по-прежнему звучала только в адрес правительства, самостоятельным институтом не являющегося. На днях Зюганов указал и на отсутствие серьезных расхождений с Кремлем касательно внешней политики. «Сегодня нашу страну окружили санкциями, полыхают пороховые бочки на Украине и на Ближнем Востоке. Чтобы справиться с этим, мы должны опереться на нашу 1000-летнюю историю. Святая Русь, российская державность и советская справедливость – вот формула выздоровления нашей страны», – сказал Зюганов.
По мнению эксперта, риторика КПРФ объясняется попыткой привлечь голоса протестного электората и не поссориться с Кремлем. «КПРФ знает правила игры: не надо ругать президента лично и касаться тем внешней политики, обороны и безопасности, – говорит первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. – В этом позиции коммунистов и власти близки. Все остальное – можно». Он отметил, что по последнему отчету ВЦИОМа запрос на стабильность в обществе резко снизился, а запрос на перемены – наоборот, сильно возрос. И поэтому, по мнению эксперта, как бы ни болезненна была для Кремля тема экономики и социальной сферы, но в условиях ухудшающейся ситуации и роста протестов власти выгоднее, чтобы эту тему эксплуатировала вполне лояльная и договороспособная КПРФ, чем несистемщики. Тем более что коммунисты всегда традиционно работали как с идеологическим, так и с протестным электоратом.
Макаркин подчеркнул, что в последнее время КПРФ стала все меньше удовлетворять протестные группы, вот коммунисты и ужесточили риторику. Власть на это смотрит спокойно. «КПРФ может вносить резонансные законопроекты, делать жесткие заявления и выводить людей на митинги протеста. Но только на те, которые не задевают Кремль напрямую. Да и на несанкционированные акции своих сторонников партия не поведет, поэтому КПРФ, как и ЛДПР, занимается отловом голосов протестного электората и переводит недовольство общества с президента на бюрократию и чиновников».