Прокремлевский фонд ФоРГО составил итоговый рейтинг губернаторов за 2015 год. Ухудшились позиции двух губернаторов, у которых истекают полномочия, немного снизился рейтинг Рамзана Кадырова, заметно — Валерия Шанцева.
Разногласия с Кремлем
Фонд развития гражданского общества (ФоРГО, руководитель — бывший глава внутриполитического управления Кремля Константин Костин) составил рейтинг эффективности глав регионов по итогам 2015 года. Он основан на четырех рейтингах, которые прокремлевские эксперты публиковали в течение года.
По сравнению с 2014 годом в этом рейтинге произошли серьезные изменения, отмечает Костин. В первую очередь они обусловлены применением так называемого фактора аффилированности, то есть составители серьезно снижали позиции глав тех регионов, где складывается неблагоприятная ситуация из-за конфликта интересов и коррупции, поясняет он. Кроме этого снижались позиции губернаторов там, где прокремлевский фонд усматривал нарушение принципов конкурентных выборов во время избирательной кампании.
Из-за этих причин больше всех в течение года снизился рейтинг нижегородского губернатора Валерия Шанцева. Он «просел» на 21 место — с 22–25-го по итогам 2014 года до 43-го в 2015-м. В пояснительной записке к рейтингу это объясняется конфликтом внутри региональных элит, вмешательством губернатора в дела «Единой России» и «проведением избирательной кампании с использованием инструментов административного давления».
Собеседник РБК, близкий к Кремлю, ранее говорил, что у Шанцева возникают разногласия с кремлевской администрацией, поэтому в его адрес постоянно раздается критика со стороны единороссов и Общероссийского народного фронта. Тем не менее позиции главы региона пока достаточно устойчивы, отмечает он.
Кадыров остался в десятке
На 16 пунктов упали позиции главы Ульяновской области Сергея Морозова — с 53–55-го места год назад до 69–70-го места сейчас. У главы региона в этом году истекают полномочия, но он сам уже заявил о планах переизбираться.
В конце прошлого года руководство «Единой России» обвиняло его в неправомерном исключении из партии экс-мэра Ульяновска и в попытке поставить на руководящий пост своего человека в противовес решению федерального руководства партии. В пояснительной записке к рейтингу говорится о вмешательстве в дела единороссов, а также о проверках МВД и Счетной палаты, касающихся в том числе «отдельных членов правительства Ульяновской области».
Среди других глав регионов, у которых заканчиваются полномочия, губернатор Тульской области Владимир Груздев — минус 10 пунктов (теперь на 51–54-м месте). Ранее СМИ сообщали о его возможной отставке, в Кремле и администрации области слухи опровергали.
Значительно упали рейтинги рязанского губернатора Олега Ковалева (минус 15 пунктов) и руководителя Ханты-Мансийского автономного округа Наталии Комаровой (минус 13 пунктов).
Из наиболее известных глав регионов незначительно снизились позиции лидера Чечни Рамзана Кадырова — он остается в первой десятке, но потерял один пункт по сравнению с прошлым годом и теперь делит с коллегами 6–7-е места. В последние недели к Чечне и ее главе приковано внимание в связи с нападками Кадырова и его соратников на внесистемную оппозицию («врагов народов»), негодования в правозащитном сообществе и последующего крупного митинга в поддержку главы республики в центре Грозного.
На позиции главы Чечни повлиял негативный информационный фон и оценки экспертов, поясняет Костин.
Группа смерти упразднена
В целом первая десятка рейтинга остается стабильной, отмечает Костин. Первый по итогам года глава Ямало-Ненецкого округа Дмитрий Кобылкин, второй — калужский глава Анатолий Артамонов. Прибавил больше всех по итогам года губернатор Ростовской области Василий Голубев. Он перешел на 18 строчек вверх и теперь занимает 26–27-е место.
Костин говорит, что по итогам 2016 года также возможны заметные изменения. Через год в рейтинге ФоРГО будет в том числе отражено, как главы регионов провели выборы в Госдуму. Будет учитываться обеспечение конкурентности и честности процесса, уверяет Костин.
Губернаторы в рейтинге ФоРГО делятся на три группы по эффективности — очень высокая, высокая и средняя. Ранее была четвертая группа, так называемая группа смерти. Попадавшие в нее главы регионов зачастую уходили в отставку. Например, так произошло с главой Северной Осетии Таймуразом Мамсуровым и главой Брянской области Николаем Дениным. Однако в последних выпусках рейтинга нижняя группа была упразднена.
В рейтинге много справедливого, рассуждает политолог Валерий Хомяков. «Но в целом надо понимать, что администрация президента может использовать рейтинг в воспитательных целях перед выборами — посылать губернаторам определенные сигналы, понижая их позиции. Таким образом их могут предупреждать не пытаться вставлять своих людей в предвыборные списки. Кроме того, если у власти есть желание кого-то отправить в отставку, то создается иллюзия, что это эксперты указывают на проблемы, а власть их слышит», — отмечает эксперт.