Совет депутатов Родниковского сельского поселения Челябинской области решил самораспуститься в знак протеста против отмены прямых выборов главы поселения. После того как область приняла закон о новом порядке утверждения глав муниципалитетов, в поселении провели опрос жителей, и большинство высказалось за прямые выборы. Совет решил не вносить поправки в устав и назначил прямые выборы, после чего на депутатов началось давление со стороны района и администрации губернатора, говорится в решении о самороспуске. Глава поселения Николай Гуцуляк через суд требовал отменить новый порядок, но иск отклонили.
Несколько дней назад Троицкий райсуд признал незаконным решение сельсовета о наборе пяти членов в местный избирком взамен выбывших, а, по мнению депутатов, роспуск избиркома делает невозможным выборы главы и депутатов совета 13 сентября. Поэтому семь из 10 депутатов проголосовали за самороспуск. Главы Родников и еще шести поселений Троицкого района направят открытое письмо губернатору с выражением несогласия с действиями властей, сказал «Ведомостям» Гуцуляк. Район, имея бюджет 800 млн руб., ничего не делает, полагает Гуцуляк, но «средства поселениям дают мизерные, вместо ремонта школ и садиков район устанавливает кондиционеры у себя в кабинетах». «Район не хочет проводить выборы главы, потому что если его выберут, то волю людей не перечеркнешь – возникает противоречие между волей людей и областным законом», – говорит руководитель Ассоциации сельских и городских муниципалитетов Юрий Гурман. По его мнению, сейчас изменения в устав по назначению главы вносить некому, поскольку совет самораспустился, а если новый совет примет поправки, то они вступят в силу только при избрании следующего созыва.
Подобная ситуация – не проблема законодательства, а недостаток информационного сопровождения, считает член Совфеда Вячеслав Тимченко: «Губернатор и облдума должны выехать в поселение, объяснить, почему принято такое решение. Естественно, что опасения возникают: депутаты не понимают, как будут реализовываться полномочия глав, а руководство региона просто хочет создать наиболее эффективные механизмы для реализации полномочий».
Когда выборы пройдут, совет примет новый устав, назначат главу поселения, а бывший глава будет судиться, но поскольку есть политическое решение о смене модели самоуправления, то суд он вряд ли выиграет, полагает политолог Ростислав Туровский: «Модель сити-менеджера выгодна районным властям, они берут поселенческий уровень под контроль – им нужны лояльные главы, потому что основное финансирование идет через вышестоящий уровень, который хочет контролировать выделяемые финансы через своих людей». Попытки пересмотреть такие решения обычно безуспешны, согласен эксперт Комитета гражданских инициатив Андрей Максимов: «Федеральный закон позволил определять порядок избрания региону. Все будет зависеть от решения губернатора, но любые формы волеизъявления населения носят консультативный характер, механизма их учета нет, а проводить референдум по определению структуры местного самоуправления невозможно, потому что это не отнесено к вопросам местного значения». Региональные власти упрощают себе жизнь, считает Максимов, все решения спускаются сверху, а главы поселений должны их исполнять: «Правда, вряд ли руководство области знает, как живет сельское поселение, поскольку вряд ли бывает там чаще чем раз в 10 лет».