В Смольном расторгли миллиардный контракт с компанией «Стройновация» (входит в группу «Сумма» Зиявудина Магомедова). Проект стоимостью 2 млрд рублей предполагал пробивку Финляндской улицы в Колпино. Контракт был заключен осенью 2014 года. Это был один из самых крупных дорожных госзаказов года. Подрядчик брался построить Финляндскую улицу в Колпино от Советского переулка до Софийской улицы (длина участка 4,4 км), в том числе возвести мост через реку, перенести инженерные коммуникации, организовать 13 остановок для общественного транспорта и парковки с местами для инвалидов, закончив работы к концу 2016 года. Проект должен был обеспечить транспортную доступность к Ижорским заводам и новому изолятору «Кресты-2». Однако строительство до сих пор не ведется. В Комитете по развитию транспортной инфраструктуры в срыве проекта обвиняют компанию Магомедова. Та, в свою очередь, вины не признает, заявляя о своей полной готовности к работам и возлагая ответственность на нерадивых чиновников.

Напомним, что этот контракт был единственным для компании Магомедова в регионе – предыдущий проект по намыву Крестовского острова (стоимость 2,2 млрд рублей) был завершен в октябре прошлого года. И теперь структуру олигарха фактически выдавливают из региона. Будет объявлен новый конкурс, где победителем станет явно не «Сумма».

Казалось бы, какая связь между обычным, хоть и денежным строительным проектом и политикой? Полагаем, она есть. В Ленинградскую область «Сумма» входила тяжело – результаты колпинского конкурса дважды отменяла ФАС. Возможно, одержать победу «Сумме» помогла негласная поддержка «Транснефти» - как говорят, руководителей компаний связывают хорошие приятельские отношения. Кстати, в первый раз победителем стало некое ООО «Росгидротех», которое, по слухам, связано с друзьями Владимира Путина, братьями Ковальчуками). Но затем все переиграли.

Согласно другой версии, «Сумму» в Санкт-Петербург привел бывший «строительный» вице-губернатор Марат Оганесян. Кстати, ранее под его контролем группа «Сумма» реконструировала Большой театр в Москве, а в курируемом тогда Оганесяном комитете по строительству работал Игорь Игнатков, выходец из «Транснефти» и экс-сотрудник «Суммы». Марат Оганесян ушел в отставку весной 2015 года.

Отказ «Сумме» в контракте может быть связан с изменением позиции губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко в отношении компании. Попытку структуры Магомедова «задружиться» с петербургскими чиновниками еще в 2014 году он мог расценить как намерение создать некий пул лояльных сотрудников администрации города, на которых можно было бы опереться и при решении политических вопросов. И действительно, «Сумма» внезапно приняла финансовое участие в знаковых и очень выигрышных с точки зрении общественного мнения проектах. Например, в 2014 году она выделила деньги на трансляцию игр футбольного клуба «Зенит» в чемпионате России. По существующим оценкам, это обошлось ей в 80-100 млн рублей.

Участие городских властей в этом процессе – не досужий вымысел. Структуру Магомедова по «колпинскому проекту» придавили жестко. За срыв работ «Стройновацию» могут внести в реестр недобросовестных поставщиков. Для этого заказчик, то есть КРТИ, должен подать заявку с жалобой в УФАС по Петербургу. По информации петербургских СМИ, КРТИ уже направил такую заявку антимонопольщикам, но ответ пока не получил. Такая заявка окончательно испортит отношения Смольного с «Суммой», ведь после попадания в реестр компания не сможет участвовать в конкурсах на госзаказ в течение двух лет.

Если действительно отлучение «Суммы» от питерских контрактов стало пусть и небольшим элементом политической игры Георгия Полтавченко, которому в преддверии выборов нужен управляемый город и управляемые кандидаты, то получается, что часть своего влияния на Санкт-Петербург потерял и заместитель главы Правительства Аркадий Дворкович, давний друг еще со студенческих времен (однокурсник по экономическому факультету МГУ) и, как говорят, постоянный лоббист интересов владельца «Суммы».

Впрочем, не исключено, что в дело вмешались и братья Ротенберги, решившие отодвинуть Магомедова от проектов в Санкт-Петербурге. Понимая, что «Сумма», однажды войдя в регион, создаст себе лобби, которое будет работать в ее пользу, и никуда оттуда не уйдет, они продолжили политику по отсечению Магомедова от бизнеса, который, при необходимости, дает возможность манипулировать всей страной. Напомним, что в сентябре прошлого года, после отставки Владимира Якунина, проходила информация о стремлении Зиявуддина Магомедова получить контроль над РЖД. Со своей стороны, структуры Ротенбергов также претендовали на роль ведущих партнеров монополии.

Внимание петербургских чиновников к перспективам политического влияния г-на Магомедова, «севшего» на крупные проекты региона, вполне объяснимо. Точно по такой же схеме, полагают эксперты, он трансформировал свое влияние в бизнесе Дагестана на политическую жизнь региона. Да, формально он в политику не вмешивался – до сентября прошлого года, когда в день своего 47-летия он провел встречу с молодежью Дагестана. «До этого его считали чистой воды бизнесменом. Не занимал никаких государственных должностей. Встречу с креативной молодежью расценивают как первый шаг в публичную политику», писало тогда РИА «Дагестан». По данным многочисленных публикаций в СМИ и блогосфере, во встрече принимали участие резиденты магомедовского бизнес-инкубатора «Пери Инновации», молодежь, специалисты, занимающиеся обучением талантливых школьников.

Местные политики отмечают, что владелец «Суммы» явно собирает свою политическую команду, которая возглавит Дагестан после ухода Рамазана Абдулатипова. Свою ставку он делает на депутата Госдумы Умахана Умаханова и выходцев из родного, Хунзахского района республики. А это вице-премьер правительства Исаев, министр связи Малламагомедов, глава Агентства по транспорту и дорожному хозяйству Хучбаров, глава АО «Дагестанская сетевая компания» Гимбатов. Все они так или иначе ранее были связаны с «Суммой» по бизнесу – а кто-то, как, например, Гимбатов, просто работал в самой группе.

Возможно, что петербургская неудача «Суммы» лежит и в более высокой плоскости. В Администрации Президента и ранее опосредованно принуждали Магомедова не распространять свои политические амбиции за пределы родного региона. Видимо, проанализировав его метод вхождения в местную политику в Дагестане, в Кремле решили не допустить создания лобби «Суммы» в другом регионе. Тем более, когда речь идет о базовом городе нынешней российской власти – Санкт-Петербурге.