Рамзан Кадыров впервые получил четверку в рейтинге выживаемости губернаторов — благодаря внутриэлитным и публичным конфликтам. Позиции остальных губернаторов зависели от согласия Кремля на организацию досрочных выборов.
Почему у Кадырова снизилась оценка
Глава Чечни Рамзан Кадыров получил оценку четыре по пятибалльной системе в 15-м выпуске рейтинга политической выживаемости губернаторов, подготовленном Фондом «Петербургская политика» и коммуникационным холдингом «Минченко Консалтинг». Они объясняют выпадение из числа отличников чеченского руководителя постепенным погружением во внутриэлитные конфликты (выразившиеся, в частности, в публичной полемике главы Чечни с силовыми ведомствами) и негативными резонансными ситуациями. Также авторы рейтинга посчитали неблагоприятными для Кадырова трения с главами соседних республик, связанные с претензиями чеченского руководителя на лидирующие позиции на всем Кавказе.
«Убийство Бориса Немцова показало разноречивость его восприятия на федеральном уровне», — объясняет Виноградов. Это обстоятельство не могло не учитываться, и четверку трудно назвать низкой оценкой, говорит эксперт. Но положение Чечни как «витринного» региона Кавказа оказалось под сомнением, хотя принципиально позиции Кадырова не изменились. «Если считать, что задача любого губернатора — минимизация любых негативных новостей из региона, то с этим были проблемы», — говорит Виноградов.
Кто в двоечниках
Единственным главой региона, получившим низшую оценку, единицу, оказался руководитель Северной Осетии Таймураз Мамсуров. Авторы исследования объясняют это тем, что его полномочия заканчиваются в мае. В апреле Мамсуров в разговоре с РБК заявил, что не планирует оставаться во главе региона.
Двойки получили ярославский губернатор Сергей Ястребов — за низкий авторитет у местных элит и недостаточную популярность, а также руководитель Тверской области Андрей Шевелев — за невысокий рейтинг у населения, дефицит управленческого опыта и конкретных результатов. На его результат повлияло и то, что в его регионе не были назначены досрочные выборы, объясняют авторы рейтинга. Перенос выборов на более ранний срок, санкционированный Кремлем, дает преимущество действующему губернатору при переизбрании, подразумевают аналитики.
Два с плюсом — у свердловского главы Евгения Куйвашева. На его позиции повлияли внутриэлитные конфликты в области и критика со стороны ОНФ, а также тот факт, что он не смог получить разрешение на досрочные выборы.
Три с минусом — у пермского губернатора Виктора Басаргина, такая оценка объясняется острыми внутриэлитными конфликтами, повышением активности оппонентов и дефицитом достижений в области. Такая же оценка у руководителя Новосибирской области Владимира Городецкого. Помимо прочего, эксперты считают, что тот слабо контролирует политическую ситуацию и элиты.
Тройки получили пять глав регионов. Губернатор Забайкальского края Константин Ильковский оказался среди них, так как не продемонстрировал особых достижений и не нашел источников для саморазвития региона, кроме того, на его рейтинге негативно сказались катастрофические лесные пожары и конфликты вокруг отмены пригородных электричек. Глава Красноярского края Виктор Толоконский — за недостаточный политический контроль над регионом, в котором, по словам авторов, есть традиции конкурентной политики, на которую влияет авторитетный предприниматель Анатолий Быков, сумевший в 2013 году обеспечить победу лояльных ему «Патриотов России» на выборах в городскую думу Красноярска.
Губернатору Вологодской области Олегу Кувшинникову поставили три за обострение ситуации с пригородными поездами и высокую задолженность региона. Руководителю Орловской области Вадиму Потомскому эта оценка досталась за обострение конфликтов в регионе. Глава Томской области Сергей Жвачкин получил ту же оценку за «потенциально проблемные» муниципальные выборы в Томске, недовольство местных элит его стилем управления и коррупционные скандалы.
Отличники рейтинга
Оценку пять эксперты поставили президентам Башкирии Рустэму Хамитову и Татарстана Рустаму Минниханову, губернаторам Камчатского края Владимиру Илюхину, Еврейской автономной области Александру Левинталю, Ленинградской области Александру Дрозденко, Сахалинской области Олегу Кожемяко, а также тюменскому руководителю Владимиру Якушеву. Четверо из отличников — недавно назначенные временно исполняющие обязанности, в сентябре им предстоит пройти через выборы. Среди других факторов эксперты называют отсутствие притязаний на регион среди федеральных элитных групп (Левинталь) или отсутствие претензий на политическую автономность (Минниханов).
В целом же, факторами, влияющими на устойчивость позиций губернатора в прошедшие с выпуска предыдущего рейтинга полгода, стали ухудшение экономической конъюнктуры и укрепление влияния силовых структур, отмечают авторы.
Эксперты отмечают, что в более уязвимом положении оказываются губернаторы, не имеющие мощной федеральной лоббистской поддержки и оказавшиеся на посту губернатора в силу обстоятельств. Положение относительно слабых губернаторов, обладающих при этом ресурсом федеральной поддержки (Куйвашев, Басаргин, руководитель Карелии Александр Худилайнен, имеющий 3+), выглядит двойственным, говорят авторы: им удается оставаться в должности, но необходимыми средствами для укрепления позиций внутри региона у них нет, что приводит к постепенному снижению их шансов на «выживаемость» и не позволяет лоббировать досрочные выборы.
Три с плюсом у Худилайнена означает наличие у него влиятельных покровителей и политического прикрытия. На самом деле политическая ситуация в Карелии даже хуже, чем в Тверской области или Ярославской. Куйвашева опустили до двух с плюсом всего лишь за то, что он не идет на досрочку. Но и Худилайнен не пошел на досрочные выборы, отмечает руководитель Политической экспертной группы Константин Калачев. При этом он категорически не согласен с четверкой Кадырову. «В логике удержания ситуации в республике под полным личным контролем он все делает правильно. Атака на Кадырова — это закамуфлированная атака на Путина. И думаю, Путин это прекрасно понимает», — говорит он.
Гендиректор Института приоритетных региональных проектов Николай Миронов считает, что пятибалльная шкала узка для маневра. В итоге, по его словам, у большинства четверки и тройки. «Расстрельные списки губернаторов постоянны, а ориентация идет явно на ситуативные факторы: отношение в Москве, публичный имидж и общее состояние региона по открытым источникам», — отмечает эксперт. Миронов полагает, что все необходимые перестановки уже произведены, выживаемость губернаторов с данного момента зависит почти всецело от их готовности провести федеральную кампанию 2016 года так, как это нужно федеральному центру.
Подробнее на «РБК»