В четверг Владимир Путин обратился с ежегодным Посланием Федеральному собранию. Политическая повестка уложилась всего в трех темах. Первая – грядущие выборы в Госдуму, на которые окажет влияние своей антикоррупционной деятельностью Общероссийский народный фронт (ОНФ). Вторая – либерализация Уголовного кодекса (УК), напоминающая о президентстве Дмитрия Медведева. Третья – укрепление института присяжных заседателей, ясности с которым по-прежнему нет.
Начал президент традиционно с рассмотрения актуальных вопросов. А именно – с международной повестки и проблем терроризма. Глава государства напомнил собравшимся о трудностях, с которыми пришлось столкнуться России в 90-х годах прошлого века: «Это горе, которое навсегда с нами, со страной, с родными и близкими безвинно погибших людей. Потребовалось почти 10 лет, чтобы переломить хребет бандитам».
Несмотря на то что угрозу удалось отвести, «это зло до сих пор дает о себе знать». Разумеется, после этих слов Путин не преминул вспомнить о финансовой подпитке международного терроризма: «И мы же знаем, почему это произошло. Знаем, кому захотелось сместить неугодные режимы, грубо навязать свои правила».
Проведя историческую аналогию с нацизмом, глава государства подвел к злободневной теме – нужно объединяться, а не вести «кровавый бизнес с террористами». Не упоминая напрямую Реджепа Тайипа Эрдогана, он сказал, что власти РФ в курсе, кто торгует с экстремистами, помнят, что Турция оказывала помощь боевикам с Северного Кавказа, но разделяют трудолюбивый и добрый турецкий народ и «часть сегодняшней правящей верхушки». Предательства последней в России не забудут, напомнил президент о сбитом самолете. И изумился – а зачем они вообще это сделали? «Только, наверное, Аллах знает, зачем они это сделали. И, видимо, Аллах решил наказать правящую клику в Турции, лишив ее разума и рассудка», – резюмировал Путин, пригрозив напоследок, дескать, помидорами турецкое руководство не отделается – санкции будут куда строже.
Перейдя вслед за этим на внутриполитическую тематику, глава государства, таким образом, зажал ее в тисках между внешней политикой и экономическими вопросами. Этой части своего выступления Путин уделил мало внимания. Прежде всего он напомнил о выборах, обратившись к «лидерам партий и участникам будущего избирательного процесса, ко всем общественно-политическим силам», процитировав им Николая Карамзина: «Кто сам себя не уважает, того, без сомнения, и другие уважать не будут. Не говорю, что любовь к Отечеству должна ослеплять нас и уверять, что мы всех и во всем лучше. Но русский должен знать цену свою».
Можно предположить, что этой цитатой он дал понять, что выборы – они для тех, кто разделяет главные ценности самой власти, кто не выходит за рамки консенсуса. Другими словами – для тех, кто не усомнился в правильности избранного курса и предпринятых за последние годы действий.
Глава Центра политических технологий Игорь Бунин, в свою очередь, считает, что смысл цитаты Путина в другом: «Нужно быть патриотом, но без комплексов». Это, по мнению политолога, никак не связано с выборами: «Путин – большой любитель размышлений о народе, один раз он сказал, что русскому человеку и смерть не страшна. Сейчас другая цитата – человек просто думает о судьбе русского народа и что с ним будет».
По мнению политолога, посыл был как раз в резюмирующей части, когда глава государства сказал, что «предвыборная конкуренция должна быть честной и прозрачной, проходить в рамках закона, с уважением к избирателям – при этом необходимо обеспечить безусловное общественное доверие к результатам выборов, их твердую легитимность».
Затем президент сразу перешел на тему коррупции – он выразил надежду, что кандидаты в депутаты отразят эту тему в своих программах.
Не употребив названия ни одной из партий, он тем не менее вспомнил об Общероссийском народном фронте и его проекте «За честные закупки». Будут ли представители ОНФ участвовать в кампании или нет – еще вопрос, однако реноме главных борцов с коррупцией они уже получили, что могут использовать и в ходе выборов.
Между тем Бунин считает: в стране два главных борца с коррупцией – это Алексей Навальный и ОНФ. Первого Путин просто не мог упомянуть, а вторые, хоть и, наверное, не будут участвовать в парламентской кампании, станут оказывать поддержку каким-либо кандидатам в одномандатных округах, что, в свою очередь, даст возможность этим кандидатам ссылаться на поддержку ОНФ.
Другая важная тема Послания – намек на либерализацию Уголовного кодекса: практически каждое второе уголовное дело, дошедшее до суда, связано с незначительными, по словам Путина, преступлениями, а закон «должен быть гуманен к тем, кто оступился». Этот вопрос, считает Бунин, в основном касается бизнеса. Между тем можно вспомнить, что упомянутый процесс либерализации – начинание Дмитрия Медведева, во многом дезавуированное после возвращения Путина на президентский пост. По словам Бунина, все просто: «Это объясняется экономическим кризисом, когда бизнес – последняя надежда. Запад сегодня не помощник, госкорпорации неэффективны, поэтому президент делает шаги навстречу предпринимателям. Да, это в стиле Медведева, которого президент даже один раз упомянул – что меня, честно говоря, больше всего поразило».
Вслед за этим глава государства заявил: «Необходимо повышать независимость и объективность судебного процесса». Для этой цели он предложил «укрепить роль института присяжных заседателей, расширить число составов преступлений, которые они могут рассматривать». Впрочем, по словам Путина, собрать коллегию из 12 человек непросто, очевидно, технически, и точно – экономически: «Стоит это немало, если честно сказать – можно подумать о сокращении числа присяжных до пяти–семи человек, при этом обязательно сохранить полную автономию и самостоятельность присяжных при принятии решений».
Следующий блок в выступлении президента был практически целиком посвящен экономике. Напомнив о сложности ситуации, глава государства еще раз заверил, что та некритичная. И более того: «Уже сегодня мы видим позитивные тенденции». Однако успокаиваться рано – период низких цен на сырье и санкции против РФ могут надолго затянуться. Следовательно, нужно не стоять на месте, а работать, и президент озвучил шесть ключевых направлений для роста.
Интересным среди них выглядит, в частности, предложение о формировании единого механизма администрирования налоговых, таможенных и других фискальных платежей. Чуть раньше Путин вспомнил о проблемах в этой сфере: «Доходы государства не должны уходить, что называется, мимо кассы. Из-за серых схем при уплате таможенных сборов, акцизов на алкоголь, табак и горюче-смазочные материалы бюджет ежегодно теряет сотни миллиардов рублей. Это прямое воровство». Нужно сказать, что, по данным источников «НГ» в Госдуме, это прямое указание на ситуацию в руководстве российской таможни. Специальная депутатская рабочая группа направляла соответствующий доклад председателю правительства – там-то как раз и упоминается эта проблема, а также термин «серые схемы» в экспорте и импорте.
С другой стороны, глава государства также предложил продлить и амнистию капиталов, переформатировав ее таким образом, чтобы предприниматели наконец-то смогли воспользоваться этим механизмом. Сохранятся также налоговые условия для бизнеса, материнский капитал, импортозамещение, агропромышленный и добывающий приоритеты, а также цель выйти на продовольственное самообеспечение. Президент вкратце даже упомянул о следующем проекте с явным китайским происхождением – крупные частные компании в сфере электронной торговли, которые бы через Интернет поставляли российские товары за рубеж. «У нас есть что поставлять», – заверил Путин.
Последняя часть выступления касалась социальных вопросов. Президент отметил естественный прирост населения, поблагодарил Дмитрия Медведева за то, что тот уделил «особое личное внимание» вопросу открытия новых детских садов, и похвастался выросшей за 10 лет средней продолжительностью жизни в стране.
Нашлось место и критике. Глава государства напомнил о нацпроекте «Здоровье», в ходе которого в регионы на переоснащение скорой помощи из федерального бюджета были выделены значительные средства. Дальнейшее обеспечение автопарка легло на региональные средства, которых вечно не хватает: «Нельзя было опять ждать: вот сейчас все развалится, и нам опять дадут денег из федерального бюджета. Судя по всему, придется это сделать, конечно. Но это не то, о чем мы договаривались». Так что, предложил Путин, надо «эту задачу порешать и решить».
Затронул он и тему гражданского общества. «Для НКО, которые зарекомендовали себя как безупречные партнеры государства, будет установлен правовой статус «некоммерческая организация – исполнитель общественно-полезных услуг», предоставлен ряд льгот и преференций, – сказал президент. – Считаю правильным поэтапно направлять некоммерческим организациям до 10% средств региональных и муниципальных социальных программ, чтобы НКО могли участвовать в оказании социальных услуг, которые финансируются за счет бюджетов».
Руководитель проекта «Перспектива» Общественной палаты Александр Свинин, комментируя этот вопрос, отметил, что речь идет не о передаче денег НКО, а о процедуре, «при которой организации должны будут обосновать, почему они на конкурентной основе могут выполнять услуги лучше, чем региональные и муниципальные учреждения». Нужно отметить, что как раз на такие конкурсы достаточно часто жалуется ОНФ – а потому можно заранее предположить, что выиграть их и получить требуемую поддержку будет непросто.
Начав с цитаты из Карамзина, Путин закончил цитатой из Дмитрия Менделеева: «Разрозненных нас сразу уничтожат. Наша сила в единстве, в воинстве, в благодушной семейственности, умножающей прирост народа, и в естественном росте нашего внутреннего богатства и миролюбия». Упомянув тем самым в очередной раз о сложной международной ситуации, глава государства снизил градус, напомнив, что «Россия – это часть глобального мира».