В марте 2014 года после победы на выборах мэра Новосибирска коммуниста Анатолия Локотя владелец Lifenews и «Известий» Арам Габрелянов объявил о том, что в российской политике окончательно наступила «володинская весна». У нее, как и у пришедшей чуть позже весны «русской», были свои герои – не Чалый и Стрелков, а Галина Ширшина (мэр Петрозаводска) и Евгений Ройзман (мэр Екатеринбурга). О «конкурентности, открытости и легитимности» первый замглавы администрации президента Вячеслав Володин говорил аж с весны 2012 года, но живых доказательств его слов было немного – на выборах в заксобрания побеждали единороссы, а муниципальный фильтр полностью снимал интригу в губернаторских кампаниях.

Чем отличалась «володинская весна» от «сурковской зимы», кроме слов, поначалу понять было сложно. Но в сентябре 2013 года мэрами стали Ройзман и Ширшина, в марте 2014-го – Локоть. Живые доказательства пришлись кстати. В ответ на упреки в нечестных выборах власть предъявляла Галину Ширшину и Евгения Ройзмана. Какое-то время Москва берегла мэров от нападок местных губернаторов и депутатов. Но сейчас щит пропал – Ширшину отправили в отставку, Ройзман не исключает, что с ним поступят так же. Герои «володинской весны» для центра стали лишними.

Победы Евгения Ройзмана и Галины Ширшиной на выборах мэров стали для региональной политики начала 10-х годов из ряда вон выходящим событием. Так сошлись звезды: регионами управляли уже успевшие стать одиозными варяги – Евгений Куйвашев (Свердловская область) и Александр Худилайнен (Карелия), которые к тому же долго не могли определиться с кандидатами от власти. И Ройзман, и Ширшина были зарегистрированы (отказы конкурентам – обычное дело), их не сняли с гонки и посчитали голоса более-менее честно. Причем в Петрозаводске без снятия не обошлось – основным противником единоросса была депутат заксобрания Эмилия Слабунова (сейчас лидер «Яблока»), а Галина Ширшина подстраховывала ее.

Евгения Ройзмана прекрасно знали жители Екатеринбурга, к тому же его молчаливо поддерживала администрация города. За Ширшиной стоял лидер местного «Яблока» харизматичный бизнесмен, бывший глава Петрозаводского горсовета Василий Попов. Просчеты власти, грамотная тактика ее противников, протестные территории – так брались города. Кремль решил ситуацию не отыгрывать, а, наоборот, поднял новых мэров на знамя. Ширшину и Ройзмана приглашали на мероприятия администрации президента для муниципалов. Их мнения и комментарии стали появляться в провластных изданиях. И если екатеринбургского градоначальника знали давно еще как депутата Госдумы, то раскрутке Галины Ширшиной помог и Кремль.

Ширшина и Ройзман стали чудотворными образами для сомневающихся или неверующих в володинскую «открытость, конкурентность и легитимность»: посмотри, убедись сам, вложи персты в мои раны от побед конкурентов, – говорил Кремль. Петрозаводское и екатеринбургское чудо были живыми свидетельствами проповедей Володина: оппозиция может выиграть на выборах, если приложит усилия. Причем «оппозиция» – это не бывший единоросс, перекрасившийся на время кампании в коммунистический красный или справедливый желтый, готовый сразу после победы вернуться в партию власти, а постоянно клеймящий Кремль и Путина лично Ройзман или селфмейдвумен Ширшина.

Можно сказать, что первый год градоначальников впрямую берегли от нападок губернаторов. В заксобраниях быстро зашла речь о том, чтобы разделить и Екатеринбург, и Петрозаводск на районы со своими депутатами и главами – в этом случае мэрам пришлось бы оставить посты. Несмотря на то что у Евгения Куйвашева и Александра Худилайнена была возможность продавить через местные парламенты вопрос, разговоры о делении быстро затихли. Забыть об атаке на Ширшину и Ройзмана посоветовали в Кремле.

В городских собраниях у обоих мэров была серьезная группа поддержки: в Екатеринбурге ее обеспечивала городская администрация, в Петрозаводске – группа дружественных Василию Попову бизнесменов и политиков. Можно было подумать, что витрины демократии в отдельно взятых городах Кремль сохранит по крайней мере до срока окончания полномочий оппозиционных градоначальников. В марте 2014 года к паре Ширшина – Ройзман прибавился мэр Новосибирска, коммунист Анатолий Локоть, в сентябре 2015-го – губернатор Иркутской области от КПРФ Сергей Левченко, выигравший выборы у единоросса.

Ко времени победы Левченко спокойная жизнь у ветеранов «володинской весны» закончилась. Сегодня Петросовет отправил в отставку Галину Ширшину, почва для этого увольнения готовилась почти год. Сочувствующего мэру спикера собрания Олега Фокина арестовали. Депутаты, прежде поддерживавшие мэра или относившиеся к ней лояльно, перешли на сторону губернатора. Совет возглавил близкий к Александру Худилайнену предприниматель Геннадий Боднарчук, а летом Ширшина получила первую двойку за отчет о годовой работе.

В Свердловской области снова зашли разговоры о делении Екатеринбурга, а опытный политик Ройзман уже говорит, что будет баллотироваться в Госдуму, если ему придется сложить полномочия главы города. Зря делать такие упоминания мэр не будет. Легкость, с которой региональные власти расправляются с набившими оскомину мэрами, показывает, что оппозиционеры сохраняли посты именно до той поры, пока это нужно было Кремлю. 

Перед выборами в Госдуму витрины демократии на отдельно взятой территории оказываются опасным украшением: демонстрация свобод дело хорошее, но административный ресурс в Петрозаводске находился в руках противников власти. Ройзман возглавляет не администрацию, а гордуму, но влияние на процессы имеет. Сложно себе представить, что градоначальника не пустят, например, в школу для выступления в поддержку близких ему кандидатов.

Получше идут дела у коммунистов Анатолия Локотя и Сергея Левченко, но это и неудивительно – КПРФ часть системы власти. В сентябре этого года выборы в Новосибирске (город голосовал за депутатов заксобрания и горсовета) прошли «правильно» – победили единороссы, а КПРФ не показала запредельных результатов. В случае Ширшиной и Ройзмана политики невмешательства ждать было бы наивно. 

Возможно, частичный проигрыш в итак протестных Петрозаводске и Екатеринбурге был бы для Кремля не особо чувствителен, но сейчас у администрации президента есть новая игрушка – подготовка к выборам в Госдуму. Мы снова слышим о конкурентности и открытости, близкие к АП фонды составляют рейтинги будущих кандидатов, среди которых есть Ширшина и Ройзман. Говорить о планах проще и приятнее, чем терпеть инородные тела в структуре власти. Теперь губернаторы с удовольствием демонтируют опасные для себя декорации федерального политического театра. Ветераны «володинской весны» уходят на его задворки так же, как ветераны весны «русской».