Четвертого ноября президент Владимир Путин подписал Федеральный закон «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
Напомним, что закон был принят Государственной Думой 20 октября и одобрен Советом Федерации 28 октября. Он утверждает схему одномандатных избирательных округов, наименование каждого одномандатного избирательного округа и его номер, перечень входящих в каждый одномандатный избирательный округ муниципальных образований или населенных пунктов (за исключением одномандатных избирательных округов, включающих в себя всю территорию субъекта Российской Федерации), число избирателей, зарегистрированных в каждом одномандатном избирательном округе.
Также в законе прописано «прикрепление» граждан Российской Федерации, проживающих в иностранных государствах (с указанием наименований иностранных государств) к одномандатным избирательным округам на территории РФ. Схема одномандатных избирательных округов будет действовать на 10 лет - то есть как минимум для двух избирательных кампаний.
Знает ли об этом избиратель?
В большинстве своем пока нет. Ведь обычный гражданин не живет от выборов до выборов. Но скоро по активности местных и федеральных политиков в местных СМИ, по участившимся встречам действующих депутатов с избирателями, по публикациям местных аналитиков он сможет об этом догадаться. Сомнительно также, что граждане помнят, что уже две кампании по выборам в Думу (в 2007 и 2011 годах) прошли без кандидатов в избирательных округах. Впрочем, избирателям скоро напомнят и об этом.
Гадать о будущей явке сегодня трудно. Согласно опросу фонда «Общественное мнение» (ФОМ), в конце июня об идее перенести выборы в Государственную Думу в 2016 году с декабря на сентябрь знали 47 процентов жителей страны, не знали 53 процента. Собирались идти голосовать 79 процентов жителей России, не собирались 14 процентов. Среди молодежи, москвичей и жителей городов-миллионников предполагали, что не станут голосовать около 20 процентов опрошенных. Затруднились ответить на этот вопрос 6 процентов. Впрочем, при опросах число «потенциально голосующих» всегда оказывается выше, чем в реальности. А тут еще и сентябрь - месяц, как известно, «дачно-урожайный» и полуотпускной.
Кстати, следует отметить, что не все опросы прочат столь высокую явку. Исследование, проведенное в конце октября Левада-Центром (1600 человек в 134 населенных пунктах 46 регионов), показало, что планируют принять участие в предстоящих выборах в Государственную Думу только 49 процентов россиян. Из них 30 процентов заявили, что, скорее всего, придут на избирательные участки и лишь 19 процентов сделают это «совершенно точно». Сомневаются в своем приходе на голосование 14 процентов, а 10 процентов уверены, что не придут. Еще 25 процентов респондентов не знают, станут ли они голосовать.
Согласно этому опросу, на конец октября за партию «Единая Россия» готовы были проголосовать 40 процентов россиян в целом и 63 процента тех, кто собрался голосовать, за КПРФ — соответственно 11 процентов и 17 процентов, за ЛДПР - 6 процентов и 9 процентов, за «Справедливую Россию» - 3 процента и 4 процента. Примерно по одному проценту опрошенных из тех, кто планирует проголосовать, отдали бы голос за партии «Родина», «Гражданская платформа», Партия Прогресса, «ПАТРИОТЫ РОССИИ». Менее одного процента опрошенных предпочли бы «Республиканскую партию России - ПАРНАС», Альянс Зеленых - Народную партию, «Яблоко».
Как многие помнят, большая часть скандалов, связанных с попытками подкупа избирателей, в кампании 1993-2004 годов имела место в одномандатных округах. В ходе опроса Левада-Центра гражданам был задан вопрос: «Могли бы вы продать свой голос на выборах в Госдуму?» Около двух третей - 61 процент — респондентов ответили, что «не сделают этого ни за какие деньги», 18 процентов затруднились ответить. Каждый десятый (11 процентов) готов продать свой голос за 5 тысяч рублей, 6 процентов - за более крупную сумму.
Будут ли одномандатники стимулом к явке?
Неясно также, повысит ли явку присутствие конкурирующих друг с другом кандидатов в округах. Теоретически дополнительная мотивировка появляется. Но с этим согласны не все.
Депутат от «Справедливой России» Алексей Казаков полагает, что введение одномандатных округов явку на выборах не повысит, потому что «выборы для того и переносили на сентябрь, чтобы максимально понизить явку». «Образно говоря, чтобы пришли одни чиновники и сами за себя проголосовали», - считает депутат. Ему также представляется непонятным, зачем, например, город Смоленск - цельный политический организм, по новой нарезке поделили почти пополам на два округа. Впрочем, как коренной смолянин, он готов выдвигаться по любому из этих округов, но решения по этому вопросу пока не принял.
Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Сергей Фабричный (фракция «Единая Россия»), наоборот, уверен, что персонализация выборов повысит к ним интерес. Наш вопрос застал его, кстати, во время подготовки к региональному политсовету партии в Новгородской области (в ней - один избирательный округ), который будет обсуждать будущее проведение партийных «праймериз». «Некоторым людям важно проголосовать за партию, политическое направление, программу. Но одновременно они хотят проголосовать и за известную им личность, у которой есть какие-то взгляды, история, достижения, намерения, инициативы. И это явится дополнительным мотивом прийти на выборы», - полагает Сергей Фабричный.
Что говорит история?
Исходя из опыта парламентских выборов в 1993-2011 годах, можно говорить о том, что влияние наличия или отсутствия кандидатов по одномандатным округам на явку не просматривается.
Впрочем, исходить из прежних результатов в прогнозе явки было бы неправильно. Для миллионов молодых избирателей выборы в округах будут абсолютно новым явлением, а для остальных - довольно хорошо забытым старым, что вполне сойдет «за новенькое». Главные вопросы: насколько кандидаты будут отзывчивы к сложившейся на момент голосования повестке дня, насколько они будут ярки и в какой степени избиратель им будет доверять?