Кто из губернаторов и олигархов оказался самым стойким и уверенно переносит невзгоды экономического кризиса?! В предвыборном году самые уверенные позиции… Нет, вовсе не у Рамзана Кадырова. Фаворитом называют севастопольского спикера Алексея Чалого, который может войти в федеральный партсписок «Единой России» рука об руку с премьер-министром. А заодно и с харизматичным крымским прокурором Натальей Поклонской.

Олигархи «заботятся» о Кавказе

Агентство экономических новостей по заказу «Независимой газеты» прикинуло, кто успешнее всего в политической и бизнес-элите России занимается лоббизмом. В топе, естественно, представители администрации президента, главы госкорпораций и государственных компаний.

Среди людей, связанных с южными регионами, выше всего в рейтинге взобрался вице-премьер Дмитрий Козак, занявший 3-е место. Козак курирует в правительстве развитие Черноморского побережья (в том числе Сочи и Крыма), а также подготовку к мундиалю-2018. Пожалуй, самая очевидная его удача в прошлом году — это принятие федеральной целевой программы развития Крымского округа, которому уже было перечислено более 3 млрд рублей на проектирование 140 объектов.

Также нужно отметить сенатора от Дагестана Сулеймана Керимова, владельца компании «Нафта-Москва» (у него 22 позиция). В прошлом году его активнее всего упоминали в связи со строительством Московской соборной мечети (стал главным инвестором), продажей итальянского футбольного клуба «Парма» (по слухам, стал покупателем — слухи не подтвердились) и столичной торговой галереи «Модный сезон» (стал продавцом). Как видно, на самом Северном Кавказе жизнь самого влиятельного олигарха влияет мало.

Любопытно, что в списке лоббистов не нашлось почему-то места вице-премьеру Александру Хлопонину, который курирует развитие Северного Кавказа. Между тем, прошлый год можно считать крайне успешным для его лоббистских усилий: наращивает влиятельность Минкавказа, во главе которого стоит протеже вице-премьера и бывший губернатор Красноярского края (Хлопонин занимал аналогичную должность до кавказской «ссылки» в 2010 году) Лев Кузнецов. В фокусе внимания у этого тандема — Кавминводы, для развития которых принята отдельная госпрограмма, будет принят федеральный закон и даже введен локальный налог — «курортный сбор».

Comedy club делает сочинскую политику

Что касается губернаторов, которые успешнее всего лоббируют интересы своих регионов в Москве, то хроническое второе место (вслед за московским мэром Сергеем Собяниным) занимает чеченский лидер Рамзан Кадыров.

Прежде завсегдатаем рейтинга был краснодарский губернатор Александр Ткачев, но ныне он заседает в Минсельхозе, а его сменщика Вениамина Кондратьева сильным лоббистом эксперты пока не спешат называть — аппаратный вес за год без малого нахождения у «руля» не нагулял. Впрочем, уже при Кондратьеве в регион удалось завлечь и новые знаковые проекты, например, фестивали «Новая волна» и Comedy Club или Всемирные пляжные игры.

На 11-м месте среди губернаторов-лоббистов неожиданно оказался глава Дагестана Рамазан Абдулатипов, которому в прошлом году похвастаться, вроде, было решительно нечем. Разве что кроме относительно успешного проведения 2000-летнего юбилея Дербента. На 16-й строчке находится ингушский лидер Юнус-бек Евкуров, следом за ним расположился волгоградский губернатор Андрей Бочаров, ну и, наконец, на 25-й позиции обосновался ростовский глава Василий Голубев.

Скажем, для Евкурова сверхзадачей было, чтобы Москва в разгар кризиса не сократила бюджетное финансирование на текущие расходы: почти 60% жителей республики так или иначе зависимы от бюджета — это в том числе инвалиды и получатели прочих соцпособий, а также аграрии, живущие полностью за счет сельскохозяйственных грантов.

А вот для Бочарова и Голубева год прошел под знаком «футбольного» строительства — новые стадионы к Мундиалю-2018 должны превратиться в точку роста экономики, инфраструктуры и социалки. По крайней мере, на словах… Хотя и слова двух лидеров заметно различаются: Бочаров говорит о том, что строительство стадиона в Волгограде отстает от графика на четыре месяца, а вот Голубев заявляет, что «Ростов-арена» опережает график строительства на три месяца.

Харизматики и аппаратчики

А то, что говорят губернаторы, подсчитало агентство «Медиалогия» и выяснило, кто из губернаторов в прошлом году имел самые высокие «Индексы информационного благоприятствования». Как рассчитывается этот индекс, — ноу-хау «Медиалогии». Известно лишь, что он напрямую не зависит от количества упоминаний: в расчет идет тональность самой журналистской статьи (хорошо или плохо пишут о герое), наличие прямых цитат и много чего еще.

В общем, увереннее всего себя в глазах российских журналистов чувствовали московский мэр Сергей Собянин и крымский лидер Сергей Аксенов, который умудрился потеснить с неизменного второго места Рамзана Кадырова.

Сразу на 16-ю позицию взметнулся Вениамин Кондратьев. В прошлом году, по подсчетам «Медиалогии», больше всего обсуждали затеянные им перестановки в правительстве, а также борьбу с последствиями сочинского наводнения 25 июня.

Неожиданно тепло отзывается федеральная пресса о Рамазане Абдулатипове, который получил заветное 20-е место (причем за год улучшил позиции на две строчки). Республику раздирают клановые и этнические конфликты, мэры меняются как перчатки, но, похоже, федеральную прессы в 2015 году все это не интересовало. Писали исключительно о Дербенте, помпезным юбилеем затмившем все реальные проблемы Дагестана. Да и Северного Кавказа в целом.

Крутой спуск продемонстрировали ростовчанин Василий Голубев (он откатился за год на 12 позиций вниз, хотя все равно остался на 31-м месте) и волгоградец Андрей Бочаров (минус 21 строчки итоговое 34-е место). Странно, очень странно. Скажем, Бочаров ничем не уступает Сергею Аксенову в эпатажности радикальных предложений (большинство — по поводу борьбы с коррупцией подчиненных), а Голубев в прошлом году из кожи вон лез, пытаясь понравиться избирателю — у него в сентябре были губернаторские выборы.

Впрочем, интерес журналистов и к другим игрокам южнороссийской политики, похоже, тоже заметно снизился. Глава Калмыкии Алексей Орлов «упал» в рейтинге на 25-й позиций (сейчас у него предпоследнее место), глава Карачаево-Черкесии Рашид Темрезов — на 17-й позиций (итоговая лишь 69-я), на столько же и астраханец Александр Жилкин (нынче у него 64-е место в стране), ставрополец Владимир Владимиров потерял за год 13 позиций (и теперь на 40-м месте)…

В 2015 году в северокавказской губернаторской «обойме» оказалось двое новичков — это Юрий Коков, возглавивший Кабардино-Балкарию (ранее возглавлял Главное управление по противодействию экстремизму МВД России), и Тамерлан Агузаров, ныне лидер Северной Осетии (до назначения был депутатом Госдумы). Но обоих журналистская братия высоким вниманием не ласкает — у Кокова 70-е место в рейтинге «Медиалогии», а у Агузарова — 63-е. Это связано с тем, что оба — сугубые аппаратчики, далеко не любители социальных сетей, громкими заявлениями и яркими поступками запомниться не стремятся.

Севастополь: коней на переправе меняют?

Агентство политических и экономических коммуникаций (АПЭК) начало 2015 год с публикации интегрального «Рейтинга эффективности управления в субъектах». Составляют его на основе анализа множества показателей.

Особо хвалят авторы исследования глав двух регионов — Ставрополья (Владимир Владимиров) и Карачаево-Черкесии (Рашид Темрезов) за то, что сумели поработать над улучшением результатов. Правда, далеко не по всем направлениям.

Вообще же, среди всех регионов Северного Кавказа, по подсчетам АПЭК, выделяется Чечня. Самым сильным местом здесь остается политический блок, а, скажем, по критерию «эффективность консолидации элиты» Чечня оказалась вообще первой в стране. Живой пример — сегодняшний митинг в центре Грозного, на который вышел едва ли не каждый второй житель республики.

Зато, скажем, по развитию «социалки» — лишь на 40-м месте в России. Ну, чем-то же надо жертвовать ради политики… Кстати, соседнюю Ингушетию по уровню развития сразу трех отраслей (образования, транспорта и ЖКХ) авторы рейтинга вообще водрузили на последнее место в стране!

По итогам года покинул десятку (переместившись на 19-е место), Краснодарский край, что, конечно, вызвано с уходом Александра Ткачева. Выигравший губернаторские выборы (кстати, весьма уверенно — с почти 84%-ным результатом) Вениамин Кондратьев столкнулся со сложностями при формировании новой команды, что привело, по мнению экспертов, с управленческой разбалансировкой.

За год ухудшили свои результаты в рейтинге АПЭК также команды, стоящие у руля Ингушетии (почти восемь лет республику возглавляет Юнус-бек Евкуров), Кабардино-Балкарии (Арсена Канокова, ушедшего в Совет Федерации, еще в 2013 году сменил Юрий Коков), Астраханской области (Александр Жилкин) и Волгоградской области (Андрей Бочаров возглавил регион в сентябре 2014 года после Сергея Боженова). Все эти регионы за год откатились более чем на десять позиций вниз.

Особо отмечают авторы исследования Севастополь, с которым в прошлом году было связано множество конфликтов и проблем. Правда, если ничуть не менее конфликтный Крым уверенно занял 21-е место, у нового города федерального значения — лишь аутсайдерская 58-я строчка.

Самые плохие позиции — по двум критериями: слабость бюрократического аппарата и отсутствие консолидации элиты. Пожалуй, самое яркое тому свидетельство — недавний демарш харизматичного спикера заксобрания Алексей Чалый, который объявил об уходе с поста. Затем он поехал в Москву, после чего решение кардинально изменил и спикером остался. А следом политологи начали обсуждать: мол, администрация президента рассматривает Чалого как фигуру для включения в федеральную часть партсписка «Единой России». Будет в партсписке рядом с премьер-министром Дмитрием Медведевым, лидером партии.