В Приморье «Российская партия пенсионеров за справедливость» (РППС) по результатам выборов депутатов Думы Дальнереченского муниципального района допущена к местным и региональным выборам без процедуры сбора подписей избирателей. Решение Избирательной комиссии Приморского края, принятое без лишней помпы, несет в себе серьезный прецедент: теперь даже незначительная победа на муниципальных выборах может существенно облегчить продвижение новой политической партии.

Свою долю РППС заработала после того, как за нее 17 мая с. г. проголосовало 6,82% избирателей и она получила одно депутатское кресло в Дальнереченском муниципальном районе. «Это достаточно знаковое событие в политической жизни края, и политологи незаслуженно обошли его вниманием», — поделился Евгений Хохольков, член Избирательной комиссии Приморского края.
Все потому, что возможность регистрации избирательного списка РППС на предстоящих выборах в ЗС ПК в 2016 г. без сбора подписей, наряду с «Единой Россией», «Справедливой Россией», ЛДПР, КПРФ и «Яблоком», станет шансом и для других для просачивания в большую выборную компанию. Плацдармом для отработки политтехнологий станут, скорей всего, предстоящие в сентябре текущего года поселенческие баталии. Навязать серьезную борьбу здесь — возможность участвовать в 2016 г. на выборах в Законодательное собрание Приморского края и Госдуму. Они почти гарантированно будут совмещены с выборами в Государственную Думу. Это дает кандидатам, в частности, возможность баллотироваться одновременно в оба органа власти. Между тем пока в ГД идут дискуссии, когда проводить выборы: 4 декабря, как положено по закону, либо в единый день голосования 18 сентября, как хотят многие из действующих депутатов. 

Изменится ли лицо ЗС ПК? Политолог Виктор Бурлаков считает, что нынешний расклад по партиям в новом составе ЗС ПК будет воспроизведен. «Новые партии, допустим, демократическая, или представители либеральной оппозиции, просто не имеют времени, чтобы пройти в парламент края. Останутся, впрочем, и те, кто попадает в парламент Приморья из раза в раз — в силу развития карьеры, бизнеса, — считает политолог. — Пока я не вижу политических сил, способных победить «Единую Россию»: ни на выборах в муниципалитетах нынешнего года, ни на региональных и госдумовских в 2016 г. Другие партии строят свою политику, как всегда. ЛДПР эксплуатирует поклонников Жириновского, КПРФ прибегает к устойчивому электорату, за который с ними пытается отчасти конкурировать «Справедливая Россия».

Впрочем, результаты прежних выборов показали, что в условиях роста протестных настроений результаты партии власти способны снижаться. На этом оппозиция и намеревается сыграть. «У коммунистов есть хороший шанс в 2016 г., партия рассчитывает нарастить присутствие в краевом парламенте, тем более что экономическая ситуация вряд ли улучшится, — сообщил корр. «К» депутат из фракции КПРФ в Заксобрании Приморья Павел Ашихмин.

Андрей Андрейченко, депутат Думы Владивостока, член ЛДПР: «На прошлых выборах, в 2011 г., все парламентские партии шли «ноздря в ноздрю», мы были третьими. И на многих одномандатных округах просматривается возможность выигрыша. Действуют наши координаторы, есть выборные лица среди глав и депутатов, которым люди доверяют».

Но повысилась и агрессивность технологий партии власти, видимо, печенкой ощущающей, что в обществе растет усталость и раздражение от ее доминирования. «Все последние изменения в избирательном законодательстве, как в федеральном, так и в краевом, в пользу партии власти. Почему мы выступаем за то, чтобы совмещенные выборы прошли, как положено, в декабре, либо, как предлагает Геннадий Зюганов, не ранее октября? — задается вопросом Ашихмин. — Если выборы приходятся на сентябрь, избирательная кампания приходится на лето. Ни на какие дискуссии и дебаты кандидаты и избиратели в это время отвлекаться не хотят. Поэтому «Единой России» достаточно мобилизовать бюджетников, привести их на участки и получить большинство голосов. Если бы явка была не 15-20%, а 50%, итоговые результаты сильно бы отличались в нашу пользу. Стоит учесть, что существует предварительное голосование, которое практически не контролируется». «Работать будем в любых условиях, но, конечно, краевые выборы лучше проводить в декабре, — сказал Андрейченко. — Летом тяжело агитировать, трудно достучаться. По собственному опыту — на дворовые встречи осенью приходит в среднем 30 человек, летом — 15. Зато хорошо работать ЕР — достаточно мобилизовать учителей, врачей, военных».

«Работать будем в любых условиях, но, конечно, краевые выборы лучше проводить в декабре, — сказал Андрейченко. — Летом тяжело агитировать, трудно достучаться. По собственному опыту — на дворовые встречи осенью приходит в среднем 30 человек, летом — 15. Зато хорошо работать ЕР — достаточно мобилизовать учителей, врачей, военных». 

Отдельным объектом критики оппозиции является нововведение в краевом Избирательном кодексе. Если сегодня количество региональных групп на выборах равняется 10, то в переделанном варианте оно пропорционально числу депутатов, а определяет число групп Крайизбирком. Коммунисты опасаются, что групп станет вдвое больше, 20. «Это приведет к тому, что территория округов уменьшится, и партии власти будет проще контролировать там выборы через местных глав, — считает Ашихмин. — Крайизбирком преподносит перемены так, что якобы удобнее будет совмещать границы округов на выборах в Госдуму и ЗС ПК, избиркомам и избирателям проще ориентироваться. Но это просто лукавство. В любом случае люди получат на руки по четыре бюллетеня, где будут стоять разные фамилии. Удобно выровнять границы округов для кандидата, который баллотируется одновременно в Госдуму и Заксобрание. Но ведь этому человеку в случае победы и прохождения в оба органа придется выбирать — где работать. А это значит — один из мандатов останется свободным, затем придется проводить дополнительные выборы. К чему поощрять таких кандидатов?» 

Источник - «Конкурент»