В Общественной палате (ОП) РФ прошло обсуждение проекта указа президента «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения» для государственных и муниципальных служащих. Участники сошлись во мнении, что новый кодекс должен регулировать поведение госслужащих не только на работе, но и в остальное время, а докладывать о своих проступках полагается самому чиновнику.
Главными моральными принципами для госслужащего, как указано в кодексе, должны быть «гуманизм и патриотизм, честность и социальная ответственность, профессионализм, беспристрастность и объективность». Напомним, проект кодекса, «представляющий собой свод принципов профессиональной этики», которыми должны руководствоваться чиновники «независимо от замещаемых ими должностей», был подготовлен Минтрудом. Предыдущий вариант кодекса не работал. Директор департамента госполитики в сфере государственной и муниципальной службы, противодействия коррупции Минтруда Дмитрий Баснак заявил, что новый кодекс стал меньше по объему и написан более простым языком, чтобы поступающим на госслужбу было легче его прочитать и понять.
«Порядочные люди, когда приходят и видят всю эту систему — уходят. И мы теряем самых порядочных людей. Это тот самый потенциал людей, которые никогда не перешагнут через принципы, они не хотят иметь никакого отношения к происходящему»,— заявил председатель комиссии ОП по социальной поддержке граждан Владимир Слепак. По словам директора центра противодействия коррупции РАНХиГС Алексея Конова, из действующего сейчас кодекса непонятно, какое отношение написанное имеет к реальной жизни чиновников, для них это «общие слова, грубо говоря, вода».
Новый документ предписывает чиновникам не использовать свое служебное положение в целях, «не связанных с исполнением должностных обязанностей». «Госслужащему запрещается принимать подарки и знаки гостеприимства и внимания, если это может скомпрометировать и повлечь возникновение сомнений в его честности и объективности»,— говорится, в частности, в документе. По словам Дмитрия Баснака, когда чиновнику дарят вертолет или автомобиль, все понимают — не будь он госслужащим, «вряд ли он получил бы такой подарок». Появление «на яхтах у олигархов» или поездки за чужой счет в отпуск, по мнению авторов документа, также могут скомпрометировать госслужащего. В кодексе записаны и вопросы внешнего вида госслужащего, который должен «соответствовать деловому стилю» и «способствовать уважительному отношению граждан к государственному органу».
Как отметил представитель Минтруда, самая большая проблема заключается в том, что ко многим вещам, находящимся в «этической плоскости», в отношении госслужащих невозможно применить юридические меры. «Зачастую чиновник может не нарушать норм закона, но его поступок может быть настолько аморальным, что дальнейшее прохождение им службы является недопустимым»,— заявил господин Баснак. Он добавил, что в других странах уже сейчас есть примеры, когда, к примеру, судья отстраняется от исполнения своих обязанностей за то, что он совершил проступок, запятнавший его профессиональную репутацию.
По мнению Алексея Конова, предыдущий кодекс этики госслужащих не работал именно потому, что в нем отсутствовали механизмы ответственности. «Новый кодекс должен бить по болевым точкам, иначе он вообще не нужен»,— заявил господин Конов. Дмитрий Баснак пояснил, если чиновник совершил мелкий проступок, то достаточно морального порицания в коллективе или выговора, но если поступок затрагивает интересы госслужбы, то речь должна идти об увольнении.
Новый кодекс должен регулировать поведение госслужащих не только на работе, но и в остальное время. «Этика не заканчивается на пороге госучреждения, она касается всей жизни господина, который находится на государственной службе»,— объяснил Дмитрий Баснак. По мнению представителя Минтруда, чиновник сам должен рассказывать о проступках, которые он совершил. «Тот служащий, который провинился, не должен стесняться поделиться этой информацией. Наоборот, когда мы это осуждаем, публикуем, мы показываем, что мы с этим боремся»,— полагает господин Баснак. «Новый кодекс должен повлиять на поведение госслужащих в неслужебное время, что сейчас, в рамках действующего законодательства, невозможно. Только тогда он окажет воздействие и не повторит судьбу предыдущего кодекса»,— полагает Алексей Конов.