Вслед за Центризбиркомом партии 11 сентября подведут итоги выборной кампании. В КПРФ и «Справедливой России – За правду» (СРЗП) решили подождать окончательных результатов, но с выводами не задерживаться. Данные, пришедшие вечером 10-го числа из дальневосточных и сибирских регионов, показали, что везде лидируют кандидаты в губернаторы от партии власти вне зависимости от того, какой у нее цвет флага. Скажем, в Хакасии нет проблем у коммуниста Валентина Коновалова. При этом в течение всего дня ЦИК и официальные наблюдатели занимались опровержением сообщений о нарушениях, которые распространяли левые и прочие оппозиционеры. Правда, похоже, на том такая информационная борьба и завершится.
На Дальнем Востоке и в восточносибирских регионах 10 сентября уже начали подсчитывать первые результаты голосования. Фавориты губернаторских кампаний ожидаемо лидировали, но на вторых местах в ряде субъектов РФ предварительно оказывались кандидаты ЛДПР, а вовсе не КПРФ. Прямые выборы глав регионов прошли в 21 субъекте РФ. На момент публикации материала стало понятно, что явка избирателей оказалась в диапазоне от 30% до 50% – где-то выше средней за последние годы, а кое-где – все-таки ниже.
Стоило бы действительно отметить и относительно скромные успехи КПРФ, отдельные кандидаты которой не смогли подтвердить ее статус второй партии страны. Например, врио главы Чукотки Владислав Кузнецов (ЕР) набрал под 70%. Его же оппоненты выстроились так: Юлия Бутакова (ЛДПР) – 17% с небольшим, Владимир Гальцов (КПРФ) – чуть более 5%, Александр Семериков (СРЗП) – около 4,5%. В прочих местах показателен был разрыв между первым и вторым местом. Так, в Амурской области губернатор Василий Орлов выигрывал выборы с 85% голосов, соперник из КПРФ не набирал и 10%. Глава Якутии Айсен Николаев сразу вышел на уровень в 70% с лишним, а коммунист остался далеко внизу, хотя и впереди кандидата от ЛДПР.
Эта партия точно почти везде идет на третьем месте, хотя после завершающих подсчетов, к примеру, в Новосибирской области, она могла бы оказаться по результатам и второй, если бы не низкая явка, которая обычно мешает драматическому изменению первичных раскладов. Хакасия, как и предполагалось, вроде бы стала для КПРФ успехом: Коновалов лидировал с показателем в 60%, но всего лишь на первых этапах. Интересно, кстати, каким образом провластные аналитики станут интерпретировать отличие объема его поддержки от зашкаливающего уровня в тех регионах, где партией власти является ЕР.
Между тем в этом году о нарушениях массово сообщают коммунисты. На сайте КПРФ потоком идет информация из разных регионов о вбросах, каруселях, невозможности проголосовать бумажным бюллетенем, помехах в работе наблюдателей, о расхождениях в явке и т.д. и т.п. Центризбирком и ассоциация «Независимый общественный мониторинг» (НОМ) показательно оперативно, если не поспешно разбирали поступающие жалобы с таким очевидным посылом – мол, масштаб происшествия не настолько велик, чтобы быть значимым. 10 сентября глава ЦИК Элла Памфилова рассказала, что есть 143 протокола об административных правонарушениях, связанных с избирательными кампаниями, из них за прошедшие сутки – 23. «Возбуждено шесть уголовных дел по различным статьям УК РФ, которые не относятся непосредственно к нарушениям законодательства о выборах, но в целом связаны с обстановкой вокруг избирательного процесса», – сообщила она со ссылкой на оперативный штаб МВД. В целом количество нарушений на этих выборах в ЦИК считают невысоким. В комиссию поступило 218 сигналов о возможных фактах несоблюдения законодательства о выборах. Кроме того, комиссия оперативно разбирается с сообщениями, поступающими от наблюдателей. И, как сообщила исполнительный директор НОМ Алена Булгакова, на утро 10 сентября зафиксировано 180 предполагаемых отклонений от «золотого стандарта» наблюдения, однако только 19 подтвердились, в целом же было более 14 тыс. сообщений.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев пояснил, что, во-первых, совершенно очевидна роль ДЭГ: «Там, где есть дистанционное электронное голосование, явка автоматически выше. А у самой явки теперь несколько пиков. Если раньше пенсионеры и дачники голосовали в воскресенье, то теперь большинство из них голосуют в пятницу, это первый пик. Второй пик – это, очевидно, вторая половина воскресенья, когда голосуют и те, кто откладывал до последнего, и приехавшие дачники, и те активисты-избиратели, кого призвала голосовать в этот день их партия». Эксперт отметил, что на нынешних выборах активность показала, естественно, ЕР, а также «Новые люди» и ЛДПР. «Новым людям» явно нужна история успеха, вот они неплохо и провели кампанию в Якутии и еще ряде регионов. А ЛДПР хочет показать, что партия может выживать даже в отсутствие своего основателя. СРЗП не слишком стремилась вести динамичную кампанию, а вот КПРФ, по его мнению, показала слабость. «Очевидно, что все силы коммунисты бросили на Хакасию, даже в Алтайском крае они не отважились призвать к консолидированному протестному голосованию. Во многих регионах их кандидат в губернаторы был откровенно слабым, а кампания – не столь динамична, как обычно. Отсюда и первые ласточки, когда кое-где их обгоняет ЛДПР. Это следствие того, что из-за слабых кандидатов КПРФ протестные избиратели не увидели в ней самую яркую оппозиционную силу. И теперь, чтобы оправдать скромные результаты, коммунисты массово отслеживают нарушения и публикуют сообщения о них. Это своего рода имиджевый ход: показать, что с оппозиционной партией номер один власть и борется. Но реально левые вряд ли выйдут на митинги», – отметил Калачев. По его словам, больших ухищрений, а следовательно, фальсификаций не будет по той простой причине, что риск протестного голосования теперь гораздо ниже. Но ЦИК и НОМ все равно показывают, что основная задача как избиркомов, так и провластных наблюдателей – это защита результатов выборов, то есть легитимизация данного процесса, что, конечно, является своего рода репетицией перед главными выборами будущего года.