Избирком Томской области в четверг принял решение о проведении голосования на выборах губернатора в течение двух дней — 10 и 11 сентября. Это удобно и безопасно, считают в комиссии. Жители большинства регионов, где осенью пройдут губернаторские выборы, будут голосовать дольше — три дня, как в разгар пандемии. От многодневки не отказываются, поскольку она позволяет поднять явку, мобилизовать электорат и показать растущую поддержку власти, полагает эксперт.
Решение проводить голосование два дня подряд связано с «удобством избирателей», объяснили в томском облизбиркоме: «Также мы руководствовались соображениями безопасности населения. Эпидемиологические ограничения в регионе сняты, но мы держим в голове возможные риски».
В отличие от 2020–2021 годов, когда голосование на выборах из-за коронавируса повсеместно проходило в течение трех дней (а плебисцит по поправкам в Конституцию и вовсе продлился неделю), в 2022-м Центризбирком оставил этот вопрос на усмотрение регионов. Но возвращаться к одному дню там не спешат. Избиркомы Карелии, Удмуртии, Владимирской, Тамбовской, Ярославской, Саратовской, Рязанской и Калининградской областей уже приняли решение о трехдневке, объяснив его «созданием дополнительных возможностей для реализации избирательных прав граждан». При этом в Удмуртии и Саратовской области помимо губернаторов в течение трех дней будут избирать региональные парламенты, а в Ярославской области — горсовет Ярославля.
Решение о многодневном голосовании принято «во благо избирателя», поскольку оно повышает явку, объяснил председатель ЦИК Удмуртии Вениамин Соломенников: «На прошлых голосованиях явка распределилась примерно одинаково по всем дням». В саратовском избиркоме подсчитали, что наибольший приток избирателей, примерно по 40%, приходится на первый и последний дни.
«У нас образовались две категории: те, кто хочет проголосовать пораньше, и традиционалисты»,— пояснили в комиссии, добавив, что трехдневка позволит удовлетворить предпочтения и тех, и других.
Председатель ярославского облизбиркома Елена Новик уверена, что «люди уже привыкли» к трехдневному голосованию. С этим согласен и глава тамбовского избиркома Андрей Офицеров: «Вижу, что мы уже приучили и избирателей, и избирательные комиссии». Он также отметил, что «Роспотребнадзор не отпускает тему ковида и опасается, что в сентябре может быть очередная волна».
Со сроками голосования пока не определились в Бурятии, Марий Эл, Кировской, Новгородской и Свердловской областях. По данным издания, вероятнее всего, бурятского и новгородского губернаторов будут избирать в течение трех дней, а кировского — двух. В календарных планах свердловского и марийского избиркомов пока значится только один день голосования, но это предварительные документы. По словам источника в аппарате губернатора и правительства Свердловской области, «гнаться за повышением явки никто не станет», поэтому «растягивать процесс голосования на несколько дней вряд ли необходимо». Впрочем, советник председателя свердловского облизбиркома Валентин Тетерин заявил, что «вопрос прорабатывается» и до 20 июня комиссия еще может объявить многодневку. В ЦИК Марий Эл «Ъ» пояснили, что решение указать в календарном плане один день голосования «принималось коллегиально», но окончательное ли оно, сказать не смогли. Председатель комиссии Ирина Татаринова не ответила на звонки редакции.
Не исключено, что однодневное голосование в сентябре все-таки будет, но на выборах более низкого уровня.
Например, в Татарстане запланированы дополнительные выборы в Госсовет республики по двум округам и выборы в ряд муниципальных советов, и голосование на них пройдет в один день. Глава ЦИК Татарстана Андрей Кондратьев объяснил это тем, что «фактически большой избирательной кампании нет и эпидемиологическая обстановка позволяет».
По мнению политолога Константина Калачева, сохранение многодневного голосования — это трезвый расчет, поскольку прогнозы на явку «не самые оптимистичные»: «Для административной мобилизации три дня удобнее. Интерес к выборам весьма умеренный, хотя они должны показать рост поддержки власти». Кроме того, многодневка усложняет контроль за избирательным процессом со стороны «недоброжелателей и критиков», добавляет эксперт.