ЦИК РФ продолжает рассматривать жалобы участников избирательных кампаний в регионах. И это стало поводом для принятия в будущем общефедеральных решений. Центризбирком намерен в еще более жесткой форме прописать для нижестоящих комиссий всю процедуру приема и проверки документов от кандидатов, в первую очередь, конечно, подписных листов. Как оказалось, хотя на этот счет уже есть недвусмысленная инструкция, творчество на местах она не остановила. А еще крайне разнообразную практику по спорам о выборах демонстрируют суды.
Например, в Ульяновской области продолжается, по сути дела, судейский произвол в отношении кандидатов в гордуму от КПРФ. 27 августа пройдет очередная серия апелляционных заседаний. Предыдущая же показала, что оппозиционеры полностью зависят от настроения властей. Судьи жалобы одних претендентов оставляют без удовлетворения, других пропускают на выборы.
Напомним, что в Ульяновске против одних коммунистов играют другие – «Коммунисты России». Их лидер Максим Сурайкин практически открыто говорит о том, что ему позволено отомстить председателю ЦК КПРФ Геннадию Зюганову за его оскорбительные высказывания в свой адрес на заседании Госдумы. Поэтому сурайкинцы вдруг решили отозвать иски против двоих зюгановцев, чтобы дать возможность большой партии извиниться перед малой. А ульяновские суды, получается, эту вакханалию узаконивают своими решениями.
Дело дошло до того, что ЦИК, разбирая 26 августа жалобу кандидата из Самарской области Александра Шатилова, был вынужден специально оговариваться, что ни в коем случае не пытается переиначить выносимые там судебные решения. Они направлены на снятие с выборов тех претендентов, которые напечатали подписные листы не по официальному образцу. При этом данный образец нарушает рекомендацию Центризбиркома не отступать от тех названий органов власти, которые указаны в региональном уставе.
Сомнительной была ситуация и с отказом в регистрации Василия Васькина из Оренбургской области. Вроде бы он сам оказался виноват, не оформив подписные листы с автографом сборщика. Но по ходу заседания ЦИКа выяснилось, что главу небольшого поселения, где все друг друга знают, по сути, просто подставили, убрав его с перевыборов. Короче говоря, зампред Центризбиркома Николай Булаев сделал вывод, что инструкции сверху следует и дальше ужесточать. «Надо сделать так, чтобы правила были всем понятны и чтобы у комиссии не было возможности эти правила интерпретировать широко, в зависимости от того, нравится им кандидат или не нравится. Ко всем должен быть одинаковый подход: абсолютно позитивный, добрый, в рамках тех правил, которые мы с вами определяем», – заявил он.
Булаев при этом жестко поспорил с коллегой – членом ЦИКа от КПРФ Евгением Колюшиным, который в очередной раз назвал сомнительным с точки зрения закона прежнее решение о едином образце подписного листа. Зампред считает, что именно это и позволило добиться сведения жалоб в Москву к единичным случаям, хотя ранее их были десятки и сотни. Позиция же Колюшина такова: если даже самые жесткие инструкции в регионах нарушают, когда считают необходимым, то, возможно, дело не в степени регламентации избирательного процесса, а в чем-то другом. Об этом другом никто на заседании ЦИКа так и не сказал, но в принципе оно известно: это административный ресурс, который власти для своей победы используют повсеместно. Избиркомы же находятся у них в подчинении. Возможно, именно поэтому самарской комиссии просто рекомендовали исполнить указание ЦИКа зарегистрировать жалобщика, а об ответственности не прозвучало ни слова.