Как стало известно «НГ», протестные акции в выходные прошли не менее чем в 21 городе РФ. Несогласные вышли «покормить голубей» и собрать подписи против конституционного голосования и поправок к Основному закону для иска в суд от кампании «Нет!». Протесты были немногочисленны, хотя нетчики собрали уже 30 тыс. подписей.
В Хабаровске в субботу и воскресенье состоялись 22-я и 23-я акции в поддержку Сергея Фургала. В субботу состоялась ставшая традиционной дневная акция, на которую вышло, как заявила мэрия города, около 3,5 тыс. участников. Это в два раза меньше, чем неделю назад, хотя митингующие и оппозиция утверждают, что митингующих было в несколько раз больше.
В воскресенье впервые в выходной состоялась не дневная, а вечерняя акция, шествие прошло под дождем, к стихийно митингующим присоединились десантники, отмечающие 90-летие ВДВ. Люди скандировали «Фургал – наш выбор». На этот раз даже СМИ оценили количество участников в несколько сотен.
Между тем, по информации издания, в выходные митинговал минимум 21 город. В большинстве случаев это были акцию в поддержку Хабаровска – «Покорми голубей» и сбор подписей против внесений изменений в Конституцию. Помимо этого в ряде городов вышли пикетчики в поддержку задержанного на 10 суток за организацию акций в поддержку Хабаровска координатора «Левого фронта» Сергея Удальцова. В Москве в знак солидарности в Новопушкинском сквере «покормить голубей» собрались около 200 человек.
В Петербурге перед началом несогласованной акции власти перекрыли Дворцовую площадь – «для дезинфекции». Участники акции собирались на Малой Садовой улице, а затем вышли на Невский проспект. Сперва акция проходила в формате одиночных пикетов, а затем перешла в стихийное шествие. Полиция окружила участников и начала задержания. Также в Петербурге активистка Анастасия Афанасьева приковала себя к ограде наручниками, держа в руках Конституцию и флаг России. Ее тоже задержали.
На акции вышли жители Иркутска, Красноярска, Новосибирска и Барнаула. Там полиция наблюдала за происходящим, но никого не задерживала. В Казани задержали пять человек; в Краснодаре – активиста Виталия Молоданова. В Екатеринбурге задержаны два человека, в Барнауле – координатор «Левого фронта» в Алтайском крае Юрий Красильников.
Всего, по данным «Овдинфо», задержаны 70 человек в 14 городах. Петербург стал лидером по количеству задержанных – не менее 23 человек. В Москве на Пушкинской площади задержали 14 человек. Статьи задержанным вменяют «классические»: «организация несогласованного мероприятия» ч. 2 ст. 20.2 КоАП, «нарушение режима повышенной готовности» – 20.6.1 КоАП, «неоднократное нарушение закона о митингах» – ч. 8 ст. 20.2 КоАП. В некоторых городах задержанным вменяют неподчинение требованию полицейского (ст. 19.3 КоАП) и нарушение законодательства о митингах (ч. 5 ст. 20.2 КоАП). Точечные задержания продолжились и на акциях в воскресенье.
Между тем накануне акций прошли два обыска у одной из организаторов кампании «Нет!» Юлии Галяминой: днем – на даче, а ночью – в ее квартире. Оппозиционерка стала фигурантом по новому уголовному делу, по «Дадинской статье» 212.1 УК «Неоднократное нарушение порядка проведения митинга». Отметим, что оппозиционеров уже обыскивали в преддверии акции 15 июля. Оппозиционерка дала подписку о невыезде из Москвы.
Как сообщил один из лидеров кампании «Нет!», исполнительный директор «Открытой России» Андрей Пивоваров, в 21 городе мероприятия по солидарности с Хабаровском и сбору подписей прошли совместно. Притом что количество митингующих колебалось от нескольких десятков и сотен до нескольких тысяч, оппозиционер посчитал акции успешными. «При такой низовой организации эти акции приобрели федеральный формат. Хоть народу пришло немного, но люди вышли не по призыву лидеров, а от чистого сердца», – подчеркнул Пивоваров.
Он отметил, что сбор подписей под иском по отмене результатов голосования и внесения поправок в Конституцию продолжится еще минимум две недели, и не исключил и дальнейшие уличные акции в этом формате. По поводу «дела Галяминой» оппозиционер отметил: «Это – месть за политическую позицию Юлии в целом, хотя, конечно, триггером послужила кампания «Нет!». Она стала заметной фигурой в российской политике».
Одна из лидеров кампании «Нет!» Татьяна Усманова пояснила, что ожидаемо ярче всего выступил Дальний Восток, где солидаризироваться удалось Владивостоку, Комсомольску-на-Амуре и даже на Сахалине. «В любом случае это не провал, а наоборот, мы увидели интересный новый формат, когда появилась тенденция к организации людьми снизу, раньше такого не было», – отметила она. Оппозиционерка подчеркнула, что уже собрано свыше 30 тыс. подписей под иском в суд.
Между тем, по мнению Усмановой, «дело Галяминой» раскручивается только из-за предстоящих выборов в Госдуму в 2021 году. «Как мы видим по акциям в том же Хабаровске, сейчас задерживают точечно самых ярких людей от региона к региону, хотя везде своя тактика. А по поводу 70 задержанных на всю страну – это не так много», – считает Усманова.
Еще один из организаторов кампании «Нет!» Сергей Давидис заявил, что акции в любом случае дело полезное, тем более по таким благородным поводам. «Тут нет маркера успешности, конечно, народу вышло немного, но мы увидели, что люди хотят и могут реализовывать политическую деятельность и готовы отстаивать гражданскую позицию, тем более власть сама дает новые поводы», – заявил Давидис. Он предположил, что дело против Галяминой возникло из-за того, что во власти увидели, что она перспективный растущий политик и выходит за рамки муниципального уровня. На выборах в Госдуму власти рассматривали ее как угрозу, потенциального конкурента и даже победителя.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев пояснил: «Прошедшие акции показали, насколько протестная страна велика и многообразна. Если бы за организацией стояла оппозиция, то можно было бы констатировать провал, но поскольку самоорганизация идет горизонтально, особой рекламы не получила, то это показатель того, что у людей есть интерес к политике и они все больше готовы выходить. Причем не только в Москве и Петербурге». Он отметил, что действия власти зависят от региональной политики, но в целом в провинции власть позволяет то, чего не позволяет в столицах.
В отношении Галяминой, заметил эксперт, принимаются «превентивные меры», поскольку в результате кампании «Нет!» она практически превратилась уже в федерального политика. «Или ты идешь на митинг и рискуешь, зарабатываешь известность, уважение и доверие, или не идешь и о тебе забывают. И те оппозиционеры, кто воздерживается от участия в акциях, раскрутки не получают. Видимо, власти предпринимают меры против тех, кто может «бузить» на думской кампании», – отметил Калачев.
В то же время эксперт отметил, что кампанию «Нет!» снова подводит отсутствие технологичности: «Узок круг охвата оппозиции, и страшно далеки они от народа, не помешала бы вирусная реклама акций, реклама подписей у известных лиц, поддерживающих кампанию. А нынешняя их агитация – слабая, вялая, неубедительная. Хотя понятно, что уж лучше делать что-то, чем ничего».