Центр исследований политической культуры России (ЦИПКР) опубликовал топ-10 «резонансных предвыборных действий отделений и кандидатов от КПРФ» последнего времени. На первых позициях находятся такие акции, которые скорее можно назвать по-современному – перформансом. Политическая работа коммунистов «на земле» видоизменяется – идеология в ней становится менее заметной, а на первый план выходят методы прямого действия или даже фан-протеста. Эксперты полагают, что обновление предвыборной агитации продиктовано форматом соцсетей, где левые активно расширяют свое присутствие.
ЦИПКР – это аналитический центр, работающий при ЦК КПРФ. Тем не менее даже название исследования представлено в соответствии с законами Интернета, один из которых – максимальная кликабельность заголовков.
В документе ничего не говорится о методах отбора фигурантов рейтинга, но нетрудно предположить, что он во многом выстроен в прямом соответствии с реакцией соцсетей. Впрочем, нетрудно заметить и действие своего рода поправочного коэффициента на политическую целесообразность. Ведь упомянуты в верхушке топ-10 те регионы, в которых коммунисты ставят перед собой серьезные победные задачи на осенних выборах. Например, первое место заняла акция, организованная коммунистами в Москве. Для передачи в мэрию было собрано 10 тыс. подписей горожан против уплотнительной застройки на юго-западе столицы. И, дескать, теперь эта акция уже оформляется для Книги рекордов Гиннесса.
В общем, для Интернета вполне интересный сюжет, завершающийся упоминанием, что «самая массовая подача обращений в истории Москвы» была организована соответствующим кандидатом в Мосгордуму от КПРФ. Так что были эти подписи или нет – не так уже и важно, главное, что состоялся перформанс.
На втором месте, понятное дело, идет Северная столица, где еще в апреле отметились комсомольцы, доставившие картонные коробки в офис «Единой России». На них было написано «мусорная реформа» – и это был протест против нее. Однако флешмоб закончился задержаниями, а затем реальными административными арестами, назначенными, конечно, по очевидно надуманному основанию. В судах последующих инстанций санкции уже были признаны неправомерными. Однако по Петербургу нет никакого упоминания об уже отобранном кандидате в губернаторы от КПРФ Владимире Бортко.
На третьем месте в рейтинге «предвыборной громкости» находится Хабаровский край, где Компартия сейчас подходит к тактическому союзу с губернатором Сергеем Фургалом и ЛДПР для того, чтобы отнять у партии власти большинство в Законодательной думе. Ее нынешнему созыву, который изменил избирательное законодательство и устав региона в интересах ЕР, все те же комсомольцы на специально созванном субботнике показали, что коммунисты «против мусора не только в законопроектах и публичных инициативах, но и в практической работе».
И, наконец, на четвертой позиции расположилась Саратовская область, губернатор которой Валерий Радаев в последнее время начал сдавать позиции в различных рейтингах активности и влияния. Топовым событием признано заседание облдумы, на котором тот выступал с ежегодным отчетом. Депутаты-коммунисты выставили на своих рабочих столах плакаты с неудобными вопросами. Причем, судя по публикациям в местных СМИ, основное внимание левые обратили на недовольство Радаева таким фан-протестом. Однако осталось непонятным, удалось ли хотя бы один из таких вопросов задать и какие ответы вынужден был давать губернатор.
На пятом месте значится Новосибирск, где на пост мэра повторно баллотируется первый секретарь обкома Анатолий Локоть, но там никаких акций прямого действия нет. Хитом признан запуск скоростных поездов в крупные города региона из его столицы. Далее в топ-10 идут Тульская область, где коммунисты в последнее время находятся в жесткой конфронтации с властями, Татарстан с местной ЕР, испугавшейся прямых дебатов с КПРФ, а затем Свердловская и Оренбургская области и Республика Алтай. Там самыми заметными признаны политические пиар-ходы вроде требования о роспуске гордумы Екатеринбурга, отказа будущего кандидата КПРФ от публичных контактов с администрацией врио губернатора Дениса Паслера, а также поглощение реготделения «Родины», которое из-за чрезмерной оппозиционности было распущено руководством партии.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев отметил, что КПРФ позиционирует себя как современная социальная левая партия, которая «играет на контрпозиционировании региональным властям, поскольку основные претензии у людей именно к ним». По словам эксперта, «с одной стороны, это позволяет партии не ссориться с Кремлем, который и сам требует эффективности от местных властей, а с другой – набирать очки у протестного электората». Калачев подтвердил, что поскольку в соцсетях людей привлекают громкие акции, демонстративные действия и заявления, короче, яркие и интересные перформансы, то коммунисты и действуют в этой парадигме.
Эксперт пояснил, что, конечно, инструменты продвижения политической повестки влияют и на содержание агитации. «Например, в современных условиях странно использовать старые идеологемы и вспоминать Ленина и Сталина, ведь людей интересуют более насущные проблемы – точечная застройка, мусор, пенсии. Хотя, понятно, совсем коммунисты не забывают о своей идеологии, чтобы не потерять электоральное ядро», – сказал Калачев. Соцсети и Интернет используются ими прежде всего для работы с молодежью, что позволяет партии вырываться за пределы электоральной резервации.
«На самом деле у КПРФ вполне приличные технологи, они успешно осваивают современные средства коммуникации, сама партия – одна из самых технологичных политических сил в оппозиции, практически наравне с либералами», – подчеркнул эксперт, напомнив, например, о плакатах с изображением Ленина и Крупской – молодых и сексуально привлекательных. Калачев, впрочем, заметил, что тот же Алексей Навальный в продвижении себя пока выглядит более современным, поскольку КПРФ, похоже, временами одергивает сама себя – и «в очередной раз поднимает баннеры со Сталиным». От этого, подчеркнул эксперт, и расширение аудитории происходит не так стремительно.