В конце февраля прошлого года три журналистки обвинили депутата Госдумы РФ от ЛДПР Леонида Слуцкого в домогательствах. Возмущенная общественность требовала изгнания Слуцкого из нижней палаты. Но скандал спустили на тормозах. И это не удивительно, если знать историю партии, которую он представляет. «Проект», как мог, разбирался в ней, давайте попробуем и мы.
Для начала немного статистики. ЛДПР была основана в 1989 году как Либерально-демократическая партия Советского Союза. В партии без малого 300 тысяч членов. В VII созыве Госдумы 38 депутатов от ЛДПР. Руководитель фракции в Госдуме Владимир Жириновский. Его сын Игорь Лебедев – зампредседателя Госдумы. Представители фракции возглавляют пять думских комитетов. За 2013-2017 гг. партия получила: 3,5 млрд руб. из бюджета.
Но это, как говорится, официальная часть. Есть и то, что от постороннего взгляда скрыто – и это часть наиболее любопытна.
Депутаты в «авторитете»
Зачем идут в политику и, в частности, в народные избранники те, кому все это, по большому счету, до «лампочки»? Правильно – за статусом неприкосновенности и чтобы легче было свой бизнес лоббировать. Наверное, едва ли какая партия в России может похвастаться стопроцентной чистотой рядов – но ЛДПР, пожалуй, в открытости для криминальных элементов может любому конкуренту дать фору.
О сотрудничестве ЛДПР с криминалом повествует эпизод, который рассказал «Проекту» через адвоката находящийся в следственном изоляторе «Кресты-2» предполагаемый лидер тамбовской группировки Владимир Барсуков (Кумарин), которого еще называли «ночным губернатором Петербурга».
Еще один член ЛДПР Михаил Глущенко по кличке Миша Хохол признавался следствию в соучастии в убийстве Галины Старовойтовой, кстати, называя заказчиком преступления Владимира Кумарина.
Вообще, в ЛДПР целый список людей, так сказать, с криминальным оттенком. К примеру, депутата Думы VII созыва от ЛДПР Андрея Лугового британские следователи называли виновником убийства Александра Литвиненко.
Депутат Думы сразу нескольких созывов от ЛДПР Ашот Егиазарян сел на 7 лет за многомиллиардное мошенничество. Бывший координатор Иркутского отделения ЛДПР Виктор Загородников осужден на 20 лет лишения свободы по делу Братской ОПГ.
Бывший внештатный помощник депутата ЛДПР (ныне губернатора Хабаровского края) Сергея Фургала Михаил Тимофеев (Тимоха), получил 8 лет колонии за активное участие в ОПГ «Моисеевские».
Должности на продажу
Фракция ЛДПР примерно на треть состоит из так называемых «коммерческих» депутатов – и это стало уже некой традицией, о которой рассказывали «Проекту» знающие эту кухню изнутри люди.
Из названия этой категории народных избранников, в общем-то, все понятно. Они помогают партии деньгами, партия помогает им обрести мандат. Разовый взнос за депутатство измеряется в сотнях миллионов рублей, доходя порой до полумиллиарда.
Оплата производится иногда прямо в Госдуме, в партийном офисе. В других случаях оплата происходит под видом пожертвований в одну из близких к партии структур – Российский союз свободной молодежи, Центр поддержки молодежных инициатив и Фонд поддержки безработной молодежи.
Все эти фонды возглавляет депутат Вадим Деньгин. Обороты в этих структурах немалые. В 2015-2017 годах они получили добровольных пожертвований и взносов на 4,3 млрд рублей. Можно лишь догадываться – какие из этих перечислений действительно пожертвования, а какие – плата за «услугу».
Плата за лояльность
Причина, по которой Кремль частенько закрывает глаза на скандалы и сомнительные операции, связанные с ЛДПР, в общем-то, ни для кого уже не секрет. Партия, несмотря на порой громкие заявления Жириновского, лояльна к федеральной власти – и за это, в числе других парламентских партии, получает право на бюджетное финансирование.
Жириновский всегда чувствует, когда можно идти против инициатив властей, а когда этого делать не стоит. По этой причине ЛДПР часто меняет позицию, в сторону которая в любом случае будет выгодной для властей, невольно превращая последних в «должников» лидера либерал-демократов. И когда у того возникает такая необходимость, он не стесняется напомнить центру про «должок».
К примеру, понадобилось несколько лет назад Жириновскому новое помещение для своего Института мировых цивилизаций – помимо того, что в 2002 году государство передало в безвозмездное пользование институту в 1-м Басманном переулке, и позже перешедшего в собственность компании семьи и партнеров Жириновского «Раритет-М».
Но когда партийный вождь просил у правительства еще один дом, правительство не поспешило выполнять его просьбу. Тогда лидер ЛДПР обратился напрямую в Кремль – а тому в преддверии президентских выборов и пенсионной реформы из-за такой «мелочи» ругаться с Жириновским было не с руки. И весной 2018-го Дмитрий Медведев подписал постановление, по которому ЛДПР получила в пользование здание гостиницы РАН на Ленинском проспекте.
С чего начинается партия
Наверное, не будет лишним вспомнить, как Жириновский пришел в политику и как он стал тем, кто он есть сейчас. К концу 80-х Жириновский, тогда юрисконсульт в издательстве «Мир», принял приглашение Владимира Богачева помочь ему создать Либерально-демократическую партию Советского Союза (ЛДПСС).
Позже сооснователи поссорились и разошлись и Жириновский остался у руля партии один. Единоличное, фактически «ручное» управление дало эффект в плане подъема личного благосостояния. К нулевым Жириновскому удалось сформировать партийное руководство, состоявшее сплошь из его доверенных лиц, членов семьи и крупных партийных спонсоров.
Но все они имели в партии определенный предел полномочий. Вся власть и, соответственно, все финансовые дела касались только лидера партии, его близких и самых выгодных партнеров. Не зря же главным «экономистом и бухгалтером» ЛДПР стал сын Жириновского Игорь Лебедев.
Родственные активы в России
Что кому из близких господина Жириновского принадлежит, разобраться непросто. Но в любом случае, вектор движения очевиден – чужие здесь не ходят.
На юго-западе Москвы недалеко от природного заказника «Долина реки Сетунь» находится поселок, где многие члены семьи Жириновского имеют свое жилье.
Квартиры здесь принадлежали бывшей жене Галине Лебедевой, развод с которой СМИ не раз называли предположительно фиктивным, их сыну Игорю Лебедеву, племяннику Павлу Жириновскому, племяннику и депутату Госдумы VI созыва Александру Балберову и т.д. и т.п.
По подсчетам «Проекта», семье Жириновских и их ближайшему окружению в поселке принадлежат 19 квартир и нежилое помещение, в котором зарегистрирована компания Лебедевой. Общая площадь владений семьи в поселке – около 7 тысяч «квадратов», общая стоимость – без малого 2,7 млрд рублей или порядка $41,8 млн.
Большинство квартир принадлежит компании «Телми», которой владеет офшор, записанный на полных тезок старого товарища Лебедева Юрия Чаплыгина и баскетболистку московского «Динамо» Надежду Гришаеву – которую СМИ называют супругой Лебедева. Хотя Лебедев не указывает жену в своей декларации и повод вроде как есть: эта пара не состоит в законных отношениях.
И за рубежом
Зарубежная недвижимость тоже впечатляет. На испанском острове Ибица в 300 метрах от пляжа располагается трехзвездочный отель с бассейном Azuline Hotel-Apartamento Rosamar. Зданием, по утверждению «Проекта» владеет Надежда Гришаева.
Галина Лебедева предположительно владеет отелем Acta Azul в Барселоне. Но Гришаеву и Лебедеву с Испанией связывают не только бизнес – в прибрежной провинции Аликанте у семьи и партнеров есть сразу пять домов и квартир. Крупнейший объект Лебедевой – большой дом (стоимость примерно 1,3 млн евро) с бассейном в городке Альтеа с шикарным видом на Средиземное море. Общая площадь построек на участке Лебедевой – около тысячи квадратных метров, а сам участок – без малого полторы тысячи «квадратов».
А еще у Лебедевой есть квартира в соседнем Бенидорме площадью 83 кв. м. и стоимостью 200 тыс. евро. Там же есть недвижимость и у Гришаевой. В 2016 году она стала владелицей трех квартир общей площадью 178,7 кв. м. и стоимостью более полумиллиона евро в известном здесь высотном доме Santa Margarita. При этом в пресс-службе партии не раз подчеркивали, что Гришаева все свои богатства заработала потом и кровью, когда была профессиональной спортсменкой-баскетболисткой, и к деньгам ЛДПР не имеет никакого отношения.
С миру по квартире
В Москве жена депутата Лебедева является соседкой супруги депутата Слуцкого: у обеих женщин есть недвижимость в небоскребах «Кутузовская ривьера» на Нежинской улице.
Жена Слуцкого – Лидия Лыскова – хозяйка 3-этажного пентхауса площадью более 550 кв.м. Квартира Гришаевой поскромнее: 117 кв.м. Тем не менее, стоимость даже такой квартиры в этом доме сейчас варьируется от 47 до 75 млн рублей (от $719 тыс. до $1,1 млн).
А еще нескольким компаниям Галины Лебедевой принадлежат пять апартаментов в башне «Город столиц» Москвы-сити общей площадью более 1100 кв. м. и совокупной стоимостью под 615 миллионов рублей ($9,4 млн).
А прямо напротив концертного зала имени Чайковского на Тверской улице у компании Гришаевой еще одна квартира площадью 195,7 кв. м. предположительной стоимостью 163,4 миллионов рублей ($2,5 млн).
Есть у семьи интересы и на сочинском побережье Черного моря. Гришаевой принадлежат два нежилых помещения общей площадью 873,5 кв. м на первом этаже высотного ЖК «Барселона-парк» в Сочи, застройщиком которого выступила компания ее свекрови «Раритет». Предположительная стоимость сочинских владений Гришаевой 74,2 млн рублей ($1,1 млн).
Ну, и наконец, путешествие вокруг света семьи лидера ЛДПР завершается в Арабских Эмиратах. В 2014 году оппозиционный политик Алексей Навальный заявлял, что Лебедеву может принадлежать квартира в дубайской башне Botanica площадью 442 кв. м. примерной стоимостью 87 миллионов рублей – однако, в декларации народного избранника этого жилища нет. Сам Лебедев называл расследование Навального бредом и провокацией.
Тем не менее, даже на этом перечисление активов семьи не заканчивается. У самого Жириновского есть дача в подмосковном Дарьине рядом с правительственными «Горками», где лидеру ЛДПР принадлежат земельные участки, равные четырем футбольным полям. По подсчетам «Проекта», стоимость резиденции Жириновского составляет примерно 1,1 млрд рублей, его сына – 127,6 млн рублей (соответственно $17 млн и $2 млн).
Сначала бизнес – а политика потом
Вся обнаруженная «Проектом» недвижимость семьи Жириновского стоит огромных денег – 9,8 млрд рублей или $150 млн. Понятно, что какие бы у Жириновского с Лебедевым не были большими депутатские зарплаты, на них все эти богатства не купишь. А вот запустить руку в партийную кассу, давно ставшую своей, это, как говорится, святое дело.
У Лебедева есть друг – режиссер Даниил Бондарь, который оказался и партнером по испанскому бизнесу. С 2013 по 2017 годы Бондарь получил от ЛДПР заказов на общую сумму около миллиарда рублей. Эти деньги потом вкладывались в активы, которыми владели члены семьи Жириновского уже как предприниматели, а не как политики и депутаты. Это о том, как партийные деньги выводились из политики и превращались в частные инвестиции.
Говорят, сейчас у двух главных партийцев – конфликт. Судя по всему, сыну Жириновского Игорю Лебедеву начинает надоедать быть лишь тенью отца. Не дойдет ли до дележа не только политического влияния, но и семейных активов?
Время покажет. Ну, а пока партия продолжает успешно – нет, не идти в народ – зарабатывать. Похоже, это стало главным в большой семье господина Жириновского.