Экс-олигарх Михаил Ходорковский провел из Лондона «Прямую линию» со сторонниками в Москве, которую прервала нагрянувшая в офис «Открытой России» (ОР) полиция. Впрочем, активисты успели обсудить, в частности, ситуацию вокруг предстоящего транзита власти, который может произойти и ранее 2024 года. Кроме того, Ходорковский заявил, что РФ нуждается в «левом повороте» по-европейски, то есть в создании системы базовых благ и по-настоящему правового государства.
Ходорковский пригласил сторонников в Москве на телемост для обсуждения будущего страны и самой ОР. Он отметил, что ее регистрация в Минюсте необходима для того, чтобы защитить активистов от преследования, аналогичного тому, под которое подпала региональный координатор Анастасия Шевченко, ставшая фигурантом уголовного дела об участии в нежелательной организации. Другие члены ОР подвергаются административным наказаниям. Экс-олигарх подчеркнул, что задачи ОР не только в защите активистов, но и в том, чтобы проповедовать европейские ценности.
Такие как демократия, правовое государство, парламентская модель управления страной, «торжество национальных государств, а не империй».
Ходорковский оказался не чужд и дискуссиям, обычно идущим на госканалах, по поводу национальной идеи России и необходимости идеологической для нее основы. По его мнению, закон должен быть выше справедливости, но милосердие – выше закона. Дескать, «справедливость у каждого своя, а закон для всех один», между тем как «в нашей стране в глобальном смысле не хватает милосердия». Также выяснилось, одна из задач ОР – «вернуть стране мечту». Это заявление экс-олигарха можно рассматривать как желание, чтобы и в России возникло подобие изначальной «американской мечты» о стране свободы, справедливости и равных возможностях для всех.
Поэтому вроде бы в противоречие с этим тезисом вошел пассаж Ходорковского о том, что стране нужен «левый поворот». Однако из его объяснений стало понятно, что речь идет о европейском контексте. Например, о введении системы базовых благ для всех. По мнению Ходорковского, в нее должны входить бесплатная и качественная медицина, бесплатное образование, бесплатное жилье и социальные лифты – потому, что «по-другому в нашей стране нельзя».
Главным же заявлением Ходорковского можно считать его утверждение, что ОР следует готовиться к смене режима. На вопрос «НГ» о предстоящем транзите власти, основатель ОР ответил таким образом: «Вероятность того, что смена власти произойдет до 2024 года, достаточно велика – это не несколько процентов, а вероятность ближе к 50%. Но когда меня спрашивают о реальном транзите, я добавляю время, в течение которого путинское окружение будет пытаться сохранить систему в неизменной ситуации. Предсказывать реальный момент транзита в авторитарных системах невозможно, это как предсказывать цену нефти. Но если не можешь предсказать цену, то что, не разрабатывать месторождение, что ли?»
При этом Ходорковский считает: вероятность того, что президент Владимир Путин повторит сценарий 2008 года и поменяет себя на премьер-министра Дмитрия Медведева, крайне небольшая. «Путин бить по репутацией своей и власти в целом вряд ли будет. Существует попытка присоединения Белоруссии и продления мандата на базе Союзного государства или переход к чему-нибудь вроде Госсовета. Наконец, есть вариант тупо поменять Конституцию. Я думаю, что все это сейчас лежит на столе в администрации, они над этим размышляют. Размышляем, естественно, и мы. Я очень надеюсь, что попытки в очередной раз смошенничать с Конституцией не приведут к негативным последствиям для граждан».
По поводу люстрации при смене режима Ходорковский подчеркнул, что чиновники-коррупционеры, конечно, должны быть осуждены по закону за свои деяния. Но при этом никаких реальных посадок следовать не должно. То есть, по его словам, стоит ограничиться приговором без наказания. Ведь это количество госслужащих вместе с семьями составило бы 15–20 млн человек, и если их репрессировать, то может вспыхнуть гражданская война, чего следует избежать.
Примерно после часа с четвертью общения глава аппарата московского отделения ОР Татьяна Усманова объявила, что в офис нагрянула полиция. Ходорковский попрощался со сторонниками, а юрист ОР проконсультировал собравшихся, что на все вопросы ответом должна быть ссылка на статью 51 Конституции (никто не обязан свидетельствовать против себя самого). Прессу полиция отпустила без разговоров, с остальных людей были собраны объяснительные. Задержаний не было. То есть со стороны акция правоохранителей напоминала скорее акт устрашения.
Лидер «Открытой России» Андрей Пивоваров пояснил, что необходимость «левого поворота» вытекает из истории страны. И уже сейчас наше государство больше левоцентристское, чем либеральное. «В ОР мы боремся за права граждан, выступаем за то, чтобы гарантии, прописанные в Конституции, выполнялись – в том числе на образование и медицинские услуги», – отметил он. Пивоваров подчеркнул, что еще ОР готовит новых политических лидеров: «Мы скорее готовимся не к какому-то часу смены власти, а к тому, чтобы в любой момент предоставить альтернативу, ответить на вопрос «если не Путин, то кто?». Пивоваров заявил, что цели делать из ОР партию пока нет, организация и так выступает за объединение оппозиционных движений.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что «в отсутствие реального инсайда эти предположения об ускоренном транзите – из области астрологии, но оппозиции, с одной стороны, все равно надо быть готовой к любым событиям, в том числе и внезапным, хотя, с другой стороны, они могут и не произойти». Макаркин отметил, что не надо призывы Ходорковского к базовым благам считать «левым поворотом» - все перечисленные им принципы, кроме бесплатного жилья, в наше время исповедуют и левые, и правые. «Это не популизм, это реальные проблемы, реальные общественные вызовы, равенство возможностей – это идея, под которой подпишется любой либерал. Ходорковский чувствует тренд и им пользуется», – отметил эксперт.
Политолог Андрей Колядин заявил, что ситуация в стране действительно может измениться в любой момент, так что заявления Ходорковского о транзите вполне уместны. «Могут быть различные обстоятельства, которые меняют облик жизни в одну секунду. Поэтому-то готовность к смене власти у Ходорковского правильная», – пояснил эксперт. Он согласился с возможностями реализации вариантов удержания власти, которые предположил Ходорковский, но отметил, что их гораздо больше трех. При этом Колядин возвращение Медведева на пост президента, как в 2008 году, исключил – после последних реформ популярность премьера сильно упала. И Колядин еще согласен с Ходорковским в том, что стране нужен «левый поворот»: «Надо выигрывать на том, что близко народу, а вот это близко народу».