Движение наблюдателей «Голос», по информации «НГ», может быть представлено в пяти региональных избирательных комиссиях. Вчера глава Центризбиркома Элла Памфилова предложила кандидатуру первого из них – Эдуарда Атаева, который может пополнить дагестанскую комиссию. Вполне возможно, что тактический союз с «Голосом» заключается для повышения прозрачности президентской кампании 2018 года.
Главе Дагестана Рамазану Абдулатипову предложено оставить в региональном избиркоме его действующего председателя Магомеда Диброва и члена комиссии Кисматуллу Алимагомедову. Помимо этого, Памфилова на заседании ЦИКа рекомендовала ввести в республиканский избирком координатора движения «Голос» в Дагестане Эдуарда Атаева.
Если по первым двум кандидатурам вопросов не возникло, то против последней выступил член ЦИКа Сиябшах Шапиев. По его словам, за Атаевым стоят «враждебно настроенные по отношению к России» люди. Однако Памфилова ответила коллеге: как раз такие люди очень часто и обличают коррупцию и сообщают о нарушениях: «Их не так много в Дагестане, тех, кто имеет свою позицию».
На этом глава ЦИКа не остановилась: она планирует лично посетить республику, чтобы проверить информацию о многочисленных нарушениях в ходе прошедшей думской кампании: «Я в Дагестан приеду и проведу консультации со всеми заинтересованными сторонами. Мы направим серьезную комиссию, чтобы навести порядок с ТИКами и УИКами». По информации Памфиловой, после выборов местные власти и представители правоохранителей «начали давить на людей» – директоров и учителей, которые пошли на выборы наблюдателями и выявили нарушения. По результатам проверки и анонсированного разговора с Абдулатиповым могут быть применены кадровые меры.
Всего ЦИК сейчас обновляет более 50 региональных избиркомов. Как выяснила «НГ», в состав пяти из них могут войти представители независимого движения наблюдателей «Голос». Помимо Дагестана, это Москва, Подмосковье, Самарская и Челябинская области. Причем в Мосгоризбирком, как сказал сопредседатель движения Григорий Мельконьянц, будет предложена кандидатура Андрея Бузина. По Атаеву же запрос «Голоса» в ЦИК был направлен еще раньше.
Учитывая, что независимые наблюдатели традиционно вызывают раздражение властей (слова Шапиева в этом плане показательны), можно задаться вопросом, с чего вдруг «Голосу» пошли навстречу? Мельконьянц считает, что изменения в кадровой политике позитивны, потому что независимые члены региональных комиссий позволят повысить открытость работы избирательной системы. «Атаев, например, очень активный правозащитник в своем регионе, – сказал он. – На последних выборах он зафиксировал достаточно много серьезных проблем и хорошо их задокументировал. Он человек опытный. Этого мы и ждем от ЦИКа – назначения таких независимых членов комиссий, которые будут защищать интересы рядовых избирателей».
Сопредседатель «Голоса» отмечает, что изменения в избиркомах плановые и связаны с истечением срока их полномочий: «Если бы выборы в Госдуму не были перенесены с декабря на сентябрь, то состав комиссий был бы изменен раньше». Мельконьянц ждет продолжения заданной кадровой и политической линии ЦИКа на региональном уровне: «На обновляемые избиркомы возлагаются большие надежды: от их работы и независимости зависит доверие к тем выборам, которые они будут проводить».
А им, напомним, предстоит столкнуться в том числе и с президентской кампанией 2018 года. Потому вполне возможно, что изменения в избиркомах обоснованы стандартной логикой: допуск независимых наблюдателей в комиссии позволит укрепить имидж института выборов. По словам Мельконьянца, «у ЦИКа на самом деле не так много возможностей влиять на кадровый состав нижестоящих комиссий – в частности, предлагать туда хотя бы отдельных кандидатов».
Между тем в предыдущие годы, считает руководитель «Голоса», Центризбирком «не всегда поступал правильно – он соглашался с теми кандидатурами, которые поступали от самих регионов, предлагавших системные кандидатуры, встроенные в вертикаль власти». Однако местные администрации и без того активно используют собственный ресурс, получая нужных членов региональных избиркомов через квоты. Так что, продолжает Мельконьянц, независимые люди попасть в комиссию де-факто могут только через Центризбирком.